Рецензия: «Разбуди меня» с Константином Лавроненко

Рецензия: «Разбуди меня» с Константином Лавроненко
Кадр из фильма «Разбуди меня»

Женя (Ирина Вербицкая) работает в аэропорту и видит вещие сны. Напасть эта приключилась с девушкой после того, как полтора года назад пропал ее бойфренд Андрей — уехал и не вернулся. Видения при этом касаются не глобальных мировых процессов, а самых что ни на есть насущных и сиюминутных, в связи с чем участившийся эффект дежавю все больше истончает грань между грезами и явью.

Вдобавок ко всему героиня почти незаметно оказывается в центре сложной криминальной интриги с участием бандитов и таможенников, драматический финал которой всеми силами пытается предотвратить.

Российское кино не перестает поражать причудливостью своих коллизий. С одной стороны, публика и критика в унисон твердят о низком качестве и надоевших звездах, кочующих из проекта в проект, а с другой — время от времени на свет выходят темные лошадки, показывающие, что, несмотря на все особенности местной индустрии, пути ее развития могут быть самыми неожиданными.

Постановщик «Разбуди меня» Гийом Проценко большую часть жизни провел во Франции и в интервью признается, что не готов однозначно определять свою творческую национальность. Отчасти поэтому, кстати, одним из главных мест действия его фильма стал аэропорт — пограничная зона, зеленый коридор между разными мирами — в картине эта метафора становится почти буквальной.

Проценко учился во ВГИКе, но в построении кадра и интонациях чувствуется что-то от Жан-Пьера Мельвиля с его спартанским пониманием нуара. Примерно тех же эстетических установок придерживается и его ключевой соавтор по дебютной ленте — создатель сценария Андрей Стемпковский.

После двух прошедших, к сожалению, ниже радаров режиссерских работ Андрей в «Разбуди меня» обратился к традициям своего любимого французского криминального жанрового кинематографа. Упражнение типа «французы в Беляеве» — не самый очевидный художественный эксперимент, однако здесь все получилось неожиданным образом.

Сумеречная осенне-зимняя Москва тоже богата незнамо откуда дующими сквозняками, а герои отбрасывают красивые тени поверх талого снега в свете желтых фонарей. И даже панельные многоэтажки, как ни странно, не портят общей картины, способствуя поддержанию духа романтической безнадеги, которую стоически преодолевают потрепанные жизнью персонажи.

Последний эпитет, впрочем, совершенно не относится к исполнительнице главной роли. Вербицкая — чистое сокровище для любого европейского постановщика — в идеальном мире ее уже должны засыпать предложениями если не на родине, то хотя бы в той же Франции. Она одновременно похожа на Одри Тоту, Шон Янг и Жюльет Бинош и при этом крайне достоверно умеет играть на полутонах, транслировать смесь беззащитности и отстраненности.

Ирина — центр фильма, но и с партнерами ей крайне повезло. Режиссеру удалось собрать гармоничный ансамбль, в котором нежную героиню окружают красиво седеющие Кирилл Пирогов и Константин Лавроненко, а ближе к концу брутальный, почти габеновский выход осуществляет Евгений Гришковец.

«Разбуди меня», конечно, смотрится на общем ландшафте нашего кинематографа странным пришельцем. Очевидно, что у картины небольшой бюджет, но при этом она не выглядит дешево — скорее как одна из тех лент, к которым обычно применяют эпитет «культурная». Красивые длинные планы оператора Джона Крейна (с ним Проценко познакомился на проекте «Кинопоезд»), небанальные ракурсы, сновидческий монтаж — киноманы, привыкшие, что в отечественной продукции работа над картинкой зачастую просто отсутствует, будут если не довольны, то удовлетворены.

Широкий зритель к фильму отнесется наверняка с вполне понятным недоверием, но бояться нечего. «Разбуди меня» — не шедевр на все времена, но редкий шанс ощутить причастность к общемировому контексту. Оказывается, «особый путь» — не единственный, и снимать в рамках жанра можно и у нас. Остается надеяться, что со временем таких образцов будет выходить больше чем один в год.

«Разбуди меня»

Russian World Vision / Россия / Режиссер: Гийом Проценко / В ролях: Ирина Вербицкая, Константин Лавроненко, Кирилл Пирогов, Даниил Воробьев, Елена Морозова, Валерий Гришко, Александра Ребенок, Евгений Гришковец, Екатерина Волкова / Премьера 30 марта

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора