Рецензия: «Жмот» с Дэни Буном

Рецензия: «Жмот» с Дэни Буном
Кадр из фильма «Жмот»

«Жмот» — поразительно легкая, немного бредовая комедия от одного из самых кассовых режиссеров Франции, столь же тонкая и провокационная, как и ее название (российская версия — точный перевод оригинального названия. — THR).

Фильм, главную роль в котором сыграл популярный актер и режиссер Дэни Бун под чутким руководством Фреда Кавайе («Три дня на побег»), рассказывает о патологически бережливом французе, чье жалкое существование перевернуло с ног на голову появление в его жизни сразу двух женщин. История до банальности проста, однако кроме довольно предсказуемых и даже клишированных сюжетных поворотов создатели озаботились несколькими отличными гэгами, над которыми можно от души посмеяться.

Тем не менее по сравнению с последними попытками Буна («Любовь от всех болезней» и «Возьми меня штурмом») эта картина лучше структурирована и явно не собирается злоупотреблять теплым приемом, который окажет ему публика, что должно привести к солидным кассовым сборам по крайней мере в кинотеатрах Франции.

Буну нравится делать комедии, сюжет которых умещается на ресторанной салфетке, и «Жмот», написанный Кавайе, Лорен Тернер и Николя Кюшем по оригинальной задумке Оливье Даза, в этом плане обычен донельзя: опытный скрипач и учитель музыки за 40 Франсуа Готье, имеет один непростительный изъян: он патологически жаден.

Причина этого ужасного недостатка проиллюстрирована в не до конца продуманной начальной сцене, где показывают родителей Готье. К счастью, на этом авторы останавливаются и отвлекают внимание зрителей горсткой вполне приличных шуток, описывающих то ничтожное существование, которое ведет герой.

Здесь, конечно, стоит упомянуть то, как он ходит с супермаркет с калькулятором, чтобы самостоятельно просчитать все скидки, не включает дома свет, чтобы не платить за электричество, и использует своего банкира (Патрик Ридремонт) в качестве бесплатного терапевта, а также всеми силами старается не отдать ни копейки, пока все остальные скидываются на подарок коллеге.

Кавайе и Бун смогли извлечь выгоду из всех экспозиционных сцен, чьей кульминацией оказался довольно комичный ужин Готье с новой виолончелисткой его оркестра Валери (Лоранс Арне), настолько была впечатлена его феноменальной игрой на скрипке, что до последнего игнорировала тот факт, что он… жмот.

Помимо внезапно обретенной любимой девушки скрипач также вынужден мириться с появлением в его жизни дочери, в один прекрасный день просто возникшей на его пороге и о существовании которой понятия не имел. Вставленный тут же флешбэк объясняет, что Лаура была зачата, когда молодой Готье сэкономил на контрацепции и воспользовался презервативом с истекшим сроком годности.

Несложно догадаться, что Валери и Лаура потихоньку подталкивают Готье к пересмотру его бюджетного образа жизни, хотя твист в третьей части картины, являющийся переломным моментом, — один из самых посредственных и неубедительных сценарных приемов. И, вместо того чтобы использовать финальные кадры для выжимания из своего материала еще большего количества юмора, авторы зачем-то добавили сентиментальности, приправленной соответствующей настроению музыкой Клауса Бадельта («Королева пустыни»).

Фред Кавайе не такой мастер изображать человеческую скупость, как Мольер или Чарльз Диккенс, однако он действительно привнес в эту тему определенную изобразительную изящность, особенно в эпизодах, для которых оператор Лоран Дайян («Любовь вразнос») использовал темную палитру вместо привычных для традиционного французского фарса ярких красок.

Вместе с исполнителем главной роли Кавайе смог создать кино более гармоничное и лаконичное, чем обычные довольно растянутые фильмы Буна, хотя и у этой картины комический запал заканчивается на полпути. Ах, если бы только эти «жмоты» (!) больше вложили в шутки!

«Жмот» (Radin!)

«Люксор» / Франция / Режиссер: Фред Кавайе / В ролях: Дэни Бун, Лоранс Арне, Ноэми Шпидт, Патрик Ридремонт, Кристоф Канар, Кристоф Фавр, Ивонн Граделе / Премьера 8 июня

Материалы по теме

  • Рецензия: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

    01 июня 2017 / Андрей Писков

    Автор «Левиафана» представил, как выглядит конец света по-русски.

    Комментировать
  • Рецензия: «Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон

    27 июля 2017 / Дмитрий Карпюк

    Драки, стрельба и музыка 80-х в экранизации комикса про шпионов в Берлине.

    Комментировать
  • Рецензия: «Темные времена» с Гари Олдманом

    17 января 2018 / Сергей Сергиенко

    Удивительно камерная картина о глобальных событиях.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus