Станислав Говорухин: «Люблю кино, которое держит зрителя в напряжении»

Станислав Говорухин: «Люблю кино, которое держит зрителя в напряжении»
Станислав Говорухин

14 июня после продолжительной болезни ушел из жизни Станислав Говорухин. Ему было 82 года. Станислав Сергеевич снял такие народные хиты, как «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок» и «Благословите женщину». The Hollywood Reporter соболезнует близким режиссера и вспоминает свою беседу с ним в 2015 году, когда Станислав Сергеевич получил почетного «Золотого орла» за вклад в отечественный кинематограф. Это интервью было опубликовано в 36 номере издания.


«Ноги сами привели меня в кинематограф», — признается геолог по образованию, режиссер, сценарист и актер Станислав Говорухин, получивший почетного «Золотого орла» — «За вклад в отечественный кинематограф». THR вспомнил вместе с выдающимся кинодеятелем основные вехи его творчества и выяснил, что его беспокоит, что радует и над чем он работает сейчас.

Станислав Сергеевич, ваша режиссерская карьера началась почти полвека назад. И ее начало неразрывно связано с именем Владимира Высоцкого. У вас сразу возникла идея отдать главную роль в «Вертикали» ему?

Я был поклонником Высоцкого. Благодаря магнитофонным записям его в то время уже знало полстраны. Мы с Борей (фильм «Вертикаль» Станислав Говорухин снял в соавторстве с режиссером Борисом Дуровым, — THR) в какой-то момент поняли, что сценария у нас нет, а надо снять фильм о романтике гор — создать поэму о горах — и для этого нужны стихи и песни. Кого пригласить? Визбора, который знаком с темой, или Высоцкого, который гор не знал? Остановились на Володе, хотя это был риск. Он впервые увидел горы, когда мы приехали на съемки «Вертикали». Песни он писал в процессе: походил по горам, послушал старых альпинистов, поднялся на вершину, ночевал несколько раз на леднике и даже помогал спасателям. Так и родилось первое его произведение: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» Потом другое: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…» После проката картины вышла маленькая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из этого фильма. Ее переиздали, а затем вышла большая пластинка — так Высоцкий, уже достигший славы, стал официальным поэтом.

Станислав Говорухин

Получается, вы ему подставили плечо в нужный момент.

Да, так и получилось. И еще помогла Софья Губайдуллина, наш замечательный композитор, которая его аранжировала и прекрасно подала публике. Он и до этого прекрасно писал, например, для фильма «Я родом из детства», но песен этих никто не знал. А тут вышла пластинка, его популярность взлетела… В 1968 году мы с ним ехали из Красноярска в Новосибирск, он снимался там в картине «Хозяин тайги». Стоим на платформе, рядом две девчонки — проводницы молоденькие. Володя к ним подошел: «Девчонки, все равно вагон пустой, дайте нам отдельное купе на двоих». Одна говорит: «Ну, хорошо. Вот у тебя, вижу, гитара, тогда споешь нам». Через какое-то время они пришли в наше купе. Володя достал гитару и спрашивает: «Ну, что вам спеть?» Одна из них в ответ: «А песни из „Вертикали“ знаешь?» А вторая: «Смотри, а он похож на того бородатого из фильма». И вот он пел им целый вечер свои песни, но они так и не узнали, с кем ехали.

Вы были автором сценария самого громкого советского приключенческого фильма, абсолютного хита своего времени — «Пираты ХХ века». Последняя картина, снятая не вами, но по вашему сценарию — «Русский бунт» Александра Прошкина 15-летней давности. Теперь пишете только для себя?

Да я и для себя не пишу… Идей нет, да и как угодить сегодняшней публике? Я не знаю.

Станислав Говорухин

Но вы ведь сняли Weekend — кино чистого жанра — детектив, который с интересом будет смотреть любая публика.

Я снимал его для таких, как я сам. Люблю кино, сделанное по законам жанра, — чтобы держало зрителя полтора часа в напряжении.

Как, например, ваш фильм «Десять негритят», снятый по одноименному роману Агаты Кристи. В нем не надо искать элементы социального кино — это чистое развлечение, как книги или музыка.

Да, это один из самых моих любимых фильмов! Но у критики такие картины считаются «низким жанром». Они в сердце себе не впускают фразу Вольтера о том, что все жанры хороши, кроме скучного. Жанр детектива у них низкий, как и комедия Гайдая, например, который никогда нигде не получал никаких призов, какое бы блестящие кино ни снял. Гайдай так и умер без каких бы то ни было премий, потому что критики его и за режиссера-то не считали. По этой же причине сериал «Место встречи изменить нельзя» не получил ни одной премии. Я, правда, уже тогда в 80-м году после выхода ленты, начал соображать, что раньше времени беспокоюсь об успехе своей работы. Пройдет три–четыре года, и все встанет на свои места. Потом я в этом многократно убеждался. На фильм «Десять негритят» нападали: «Что это за кино?» После «Ворошиловского стрелка» начались крики: «Ужас! Это не кино, а агитка!» Прошло пять лет — и его уже называли шедевром. А «Благословите женщину»? Какая была критика вначале, а потом дифирамбы пели. Weekend (фильм получил 10 номинаций на «Золотой орел», — THR) еще тысячу раз покажут, тысячу — не сомневаюсь. Выяснится, что это классика жанра, что это возвращение к традиции фильмов нуар... Все это совершенно понятно.

Кстати, скоро состоится телевизионная премьера Weekend-а. Вы решили отдать его каналу «Культура», хотя интерес был и со стороны Первого, и со стороны «России». Почему?

Не хочу, чтобы мой фильм постоянно прерывался рекламой, а в конце еще обрезали титры. И сериалы снимать не хочу по той же причине — ролики про майонез и стиральный порошок в самом неподходящем месте меня смущают. Они разрушают весь сюжет.

Станислав Говорухин

Если говорить о сюжете, пожалуй, самым скандальным был сценарий «Ворошиловского стрелка». Озвученный вами способ добиться справедливости до сих пор вызывает споры.

Если честно, было обидно за стариков-ветеранов, которых довели до нищеты, да еще и унижали словами: «Вы выиграли войну — и что? Если бы проиграли, то мы бы сейчас пили баварское пиво». И мне попалась повесть Виктора Пронина про такого вот старика. Михаил Ульянов согласился на эту роль с удовольствием, но когда фильм вышел, все на него нападали: «Это не кино, и зачем Михаил Александрович согласился…» Он был жутко расстроен. Потом картину показали по телевидению, и на него обрушилась новая лавина — уже всенародной любви. И ему, Ульянову, исполнителю роли Председателя, маршала Жукова, после этой роли простили, что он оказался в компании либералов рядом с Ельциным. Ему простили все!

Обычно награду «За вклад в кинематограф» вручают за выслугу лет тем, кто уже отошел от дел, а вы тот редкий случай, когда снимаете активно и много. Знаю, ваш новый проект — «Конец прекрасной эпохи» по Сергею Довлатову — будет тоже черно-белым?

Да, мне интересна эта эстетика. Проект уже завершен, сейчас будем тестировать на адресной аудитории, что получилось. Фильм сделан для людей, которые жили в СССР, помнят эти порядки, быт того времени, поэтому мы сначала на них проверим. «Прекрасной эпохой» и Бродский, и Довлатов называли 15 лет от смерти Сталина до ввода советских танков в Чехословакию в 1968 году. Это было время высочайших достижений науки и техники. Наш первый спутник, который вызвал буквально шок во всем мире: «Первый искусственный спутник — и запустил Советский Союз!» Потом первый человек в космосе. Можно сказать словами Пушкина, который, правда, имел в виду эпоху победы над Наполеоном: «Незабываемое время! Время счастья и восторга. Как сильно билось сердце русского человека при слове „Отечество“!» Вот так бились сердца наших людей в конце 50-х–начале 60-х. Это время великих надежд, оно породило новое искусство, новые идеи. Вот почему его называли прекрасным, хочу напомнить об этом зрителям.

Станислав Говорухин

Материалы по теме

  • Говорухин в обиде на зрителей

    04 июня 2013 / Редакция THR Russia

    Российский режиссер услышал, как публика «Кинотавра» смеется на самых драматичных сценах его нового фильма Weekend, и решил завязать с кино.

    Комментировать
  • К 80-летию Станислава Говорухина на канале «TV1000 Русское кино» пройдет неделя его фильмов

    29 марта 2016 / Редакция THR Russia

    В честь восьмидесятилетнего юбилея режиссера канал «ТV1000 Русское кино» будет ежедневно в течение недели до 5 апреля показывать ретроспективу его картин.

    Комментировать
  • Умер режиссёр Станислав Говорухин

    14 июня 2018 / Редакция THR Russia

    Автор фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок» ушёл из жизни в 82 года.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора