Стивен Спилберг в новом свете

Стивен Спилберг в новом свете
Стивен Спилберг.

Стивену Спилбергу — самому успешному и знаменитому голливудскому режиссеру, который 18 декабря празднует свое 70-летие, — не всегда сопутствовала удача. Его работа над созданием новой киностудии века ни к чему не привела — он давно потерял контроль над DreamWorks. Последний фильм автора — фэнтези «Большой и добрый великан» — тоже стал одним из самых обидных провалов этого года. В откровенном разговоре с THR Спилберг признался, что, несмотря на последние промахи, с оптимизмом смотрит в будущее и уже живет новым проектом — «Индианой Джонсом 5», на который и делает ставку.

Вот уже больше 20 лет Стивен Спилберг раз в месяц обедает в студийной столовой с вице-президентом NBC Universal Роном Мейером. Так было, даже когда он вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном открыл в 1994 году DreamWorks SKG и формально больше не имел отношения к студии, где начиналась его карьера.

Традиция продолжала жить, и когда в 2005-м DreamWorks была продана Paramount, и после заключения договора о дистрибуции фильмов с Disney в 2008-м. Она существует и теперь — после того, как Спилберг и его новая компания Amblin Partners вернулись под кров Universal.

О чем же беседуют два голливудских мастодонта? «Мы в этом деле уже полвека и знаем всех бывших и нынешних игроков, — говорит 71-летний Мейер. — И обсуждаем все на свете — от политики до холокоста». Спилберг, которому в декабре стукнет 70, сформулировал это так: «У нас с Ронни одна болезнь — неизлечимая ностальгия».

«Голливуд, безусловно, изменился, — грустно отметил режиссер во время своего визита в августе 2013-го в Университет Южной Калифорнии. — «Линкольн» чуть не стал фильмом для HBO». Ему вторит создатель «Звездных войн», старый друг и соратник Джордж Лукас, бывший на той же встрече: «О чем говорить, если даже наши фильмы не могут найти дорогу в кинотеатры?»

Тогда же автор «Инопланетянина» предрек крах системы, который наступит, когда три, четыре или даже шесть мегаблокбастеров провалятся в прокате, что, по его мнению, навсегда изменит всю парадигму. Он и сейчас считает, что супергеройские картины не протянут столько же, сколько вестерны, которые не теряют своей популярности уже почти 70 лет.

Стивен Спилберг

* * *

DreamWorks тоже трепало в финансовых штормах, хотя Спилберг и вышел из воды все тем же титаном, проворачивающим огромные сделки. Говорят, его доходы как исполнительного продюсера «Мира Юрского периода» превысили заработки студии от выпуска этой ленты. Ему все так же полагается 2% от суммы, вырученной за входные билеты, и доля от продаж еды и напитков в тематических парках Universal Studios. Его состояние оценивается в $3,6 млрд.

Но возвращение на Universal мало что меняет в планах Стивена: мейджор не вкладывает ничего в фильмы Amblin Partners. К тому же даты выпуска и необходимые маркетинговые расходы нужно обсуждать для каждой картины отдельно. В нынешней ситуации непредсказуемых сборов даже он вынужден подчиняться новым правилам.

И хотя в работоспособности мастера никто не сомневается, остается вопрос, сколько времени он сможет уделять своей новой компании. Ему не терпится приступить к работе над пятой частью «Индианы Джонса» на Disney, выход которого назначен на июль 2019-го: «Думаю, фанаты будут довольны».

«Харрисон Форд в финале останется жив», — единственное, что он сообщает о своем проекте, в котором, кстати, Amblin Partners финансово не задействована. И есть еще вероятность ремейка «Вестсайдской истории» — копродукции FOX/MGM, — сценарий для которого пишет Тони Кушнер. Режиссер мечтал об этом много лет и смог наконец приобрести права.

* * *

По правде говоря, эпопея с DreamWorks, которая, по словам нашего героя, завершилась благополучно, не так однозначна. Студия, открывшаяся с большой помпой как новый голливудский мейджор, почти постоянно испытывала нехватку финансов и хитов. В разные годы неоднократно всплывала тема долгов и их выплат инвесторам. Сам Спилберг считает, что сделал для студии все возможное и, разумеется, благодаря ему многие заработали кучу денег. Но как человек творческий в худшие времена DreamWorks он не мог не заниматься проектами и в других местах.

От него всегда чего-то хотели и брали что могли. Создается впечатление, что он живет в мыльном пузыре, под защитой денег, инициативных партнеров, верных подчиненных и уважения, положенного самому коммерчески успешному режиссеру в истории Голливуда. Вдумчивый и очень легкий собеседник, он четко дает понять, когда не хочет отвечать на вопрос. (Никакой политики, хотя не скрывает, что в президентской гонке с самого начала отдавал предпочтение Хиллари Клинтон.) Но как бы искренне Спилберг ни говорил, вокруг него чувствуется невидимое защитное поле, за которое непросто проникнуть.

В этом году как режиссер он выпустил «Большого и доброго великана». В планах — еще 5 режиссерских и 17 продюсерских проектов. Плюс аттракционы в парках развлечений, благотворительность, консультирование в области виртуальной реальности… Стивен и в 70 по-прежнему гениальный человек-оркестр.

«Кажется, он никогда не работал больше, — говорит Катценберг. — И никто лучше него не умеет рассказать историю. И по мастерству, и по прибыльности он вне конкуренции. Можно назвать Джеймса Кэмерона, Криса Нолана или Мартина Скорсезе — все они блистательны и мало в чем ему уступают, но если взять стабильность и постоянство, никто и рядом не стоял. К тому же все его семеро детей выросли (детям Спилберга и Кейт Кэпшоу, включая предыдущие браки, сейчас от 19 до 39 лет. — THR), а значит, свободного времени стало куда больше».

Стивен Спилберг на съемках

* * *

С выходом «Великана» Спилберг поставил очередную галочку в списке важных дел: «Disney оставалась единственной из главных голливудских студий, где я еще не работал, — говорит режиссер. — А ведь для меня в детстве их мультфильмы были источником вдохновения и… ночных кошмаров». Говоря о последних, он имеет в виду «Бэмби» и «Дамбо».

Увы, Disney была неподходящим партнером для более серьезных историй, которые интересовали режиссера, когда он обосновался там с DreamWorks. «Мы принесли идею другого развлекательного кино, которая с трудом втискивалась между летними блокбастерами и рождественскими семейными хитами», — рассказывает он.

Говорили, что Стивен расстроился из-за того, что «Оскар» за лучший фильм получил не его «Линкольн», а «Операция «Арго» Бена Аффлека, но сам он от этих домыслов открещивается. По-настоящему его подкосил «Список Шиндлера». Картина принесла два «Оскара», но возвращаться к работе просто не было желания. «Я и не вернулся, — говорит режиссер. — Не мог, и все тут».

На вопрос, не депрессия ли это, он ответил утвердительно и тут же поправился, что не совсем: «Думаю, рана осталась от самой истории и от работы по основанию Фонда жертв холокоста. Какое-то время мне были больше интересны интервью с пережившими холокост, чем новые кинопроекты. Я начал задумываться, не станет ли «Список Шиндлера» моим последним фильмом. Желание работать свалилось однажды как снег на голову. Видимо, мне просто нужно было время».

Тогда как раз открылась DreamWorks, и первое время ей сопутствовал успех, проекты друг за другом получали «Оскар» за лучший фильм: «Красота по-американски», «Гладиатор», «Игры разума» (последние два — копродукция с Universal). А отдел анимации запустил франшизу «Шрек».

Но были и неудачи, так что вскоре появились денежные трудности. В 2004 году, чтобы выплатить долг Полу Аллену, вложившему в свое время в студию $200 млн, анимационный отдел был реорганизован в отдельную фирму DreamWorks Animation под руководством Катценберга и после чего акционирован.

А годом позже остатки студии были проданы Paramount за $1,6 млрд. Но к 2008-му борьба за власть в руководящем составе из-за махинаций Геффена привела к полному разрыву — совместно с тогдашним сопредседателем Стэйси Снайдер был открыт так называемый DW 2.0. Нехватка денег стала катастрофической, и они выпустили такие провальные проекты, как «Ковбои против пришельцев» и «Я — Четвертый».

«Эти фильмы просто ничего не собрали, — признается Спилберг. — Окончательно нас подкосили «Ковбои», производство которых обошлось в $150 млн. Несмотря на финансирование Universal, даже половина убытка была критична. А если вас может свалить лишь один фильм, значит, денег не хватает. Нам со Стэйси не нужно было спешить с новой студией». Если бы они ждали, то упустили бы права на 17 проектов, работа над которыми началась, когда компания была на Paramount (Снайдер ушла в 2004-м и стала сопредседателем на FOX. — THR).

Кадр из фильма «Ковбои против пришельцев»

* * *

После заключения сделки с Disney DreamWorks болталась не у дел, потому что все заботы «мышиного дома» были связаны с Marvel и выпуском собственных блокбастеров. Несмотря на недостаток средств, фирма перебивалась до тех пор, пока в конце 2015-го предприятие не было в очередной раз перезапущено уже под первоначальным названием продюсерской компании Спилберга.

У Amblin Partners — $800 млн собственных и заемных средств, включая $50 млн самого режиссера. Детское кино планируется выпускать под вывеской Amblin Entertainment, фильмы для зрителей постарше — под DreamWorks, а брендом Participant Media обозначаются социально проблемные картины.

И вся эта эпопея оставляет расемоновский вопрос: делал ли Стивен для компании все возможное? С самого начала мэтр использовал свое право, прописанное в договоре с DreamWorks, снимать то, что хочет. На родной студии было сделано несколько крупных фильмов в сотрудничестве с другими мейджорами, например, «Особое мнение» с FOX. Но некоторые бывшие коллеги думают, что ленты, снятые на DW, были не очень коммерческими.

Эта история не нова. Когда Спилберг начал снимать для Warner, Сид Шейнберг, давший старт его карьере и приютивший на Universal, попросил не забывать о родной студии, и хит 1996 года «Смерч» стал совместным проектом двух кинокомпаний. В годы DreamWorks 2.0 режиссер снял два фильма для сторонних заказчиков — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» для Paramount (2008) и «Приключения Тинтина: Тайна единорога» для Sony и Paramount (2011).

Для своей компании он сделал «Боевого коня» и «Линкольна». «Большой и добрый великан» — копродукция с Disney. А вне DreamWorks также спродюсировал «Супер 8» и был исполнительным продюсером «Железной хватки» братьев Коэн и двух «Трансформеров» Майкла Бэя. Все проекты планировались к производству на DW, но после ухода компании от Paramount остались бесхозными.

«Железная хватка»

* * *

Телевизионное подразделение Amblin, ответственное за «Американцев» для FX, «Под куполом» для CBS и «Американскую готику», также не имеет отношения к DreamWorks. В 2014 году сопрезидент Amblin TV Дэррил Фрэнк говорил THR, что Спилберг просматривает все планы, сценарии, отснятые материалы, дает отмашку по всем художникам, операторам и техническим специалистам. Эта мультизадачность, возможно, бесила сотрудников студии, которая тогда была в бедственном положении.

Давний коллега по DW считает: «У Стивена было две работы: управляющий и режиссер. И он старался делать их как можно лучше». Еще один коллега настаивает, что у Спилберга было право поступать так, как ему хочется: «Он не управляющий, он творческий человек. Всегда появлялся в нужный момент, всегда был готов помочь, всегда с идеями». Если им и не была запущена для студии ни одна франшиза, добавляет источник, возможно, в этом виноват менеджмент, не нашедший интересного для него материала.

Самого режиссера любые вопросы о том, что для него было важнее во времена DreamWorks, явно удивляют: «Я ничего не снимал в гостях. С момента основания компании в 1994 году только «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» был сделан для другой студии («Тинтина» и остальные сторонние проекты, очевидно, он рассматривал как совершенно отдельные случаи. — THR).

Президент и генеральный директор Comcast Брайан Робертс, который дал добро на сделку Universal c Amblin Partners, конечно, понимает, что Стивен будет снимать для других. Но он знает, что они могут извлечь огромную выгоду, если режиссер воскресит какую-нибудь из старых франшиз Amblin Entertainment на Universal (мейджор ничего не может сделать с «Челюстями», «Назад в будущее», «Балбесами» без ведома Спилберга. — THR).

Для Робертса удовольствие от работы с легендой не ограничивается только кино: «Он же знаковая фигура. Конечно, у него всегда будут и сторонние договоренности. Интересно просто наблюдать за его жизнью. Как можно отказаться вести с ним дела?»

В Стивене этот шаг тоже всколыхнул множество чувств. Вернувшись в кабинет после заключения сделок по Amblin Partners и дистрибуции, он выхватил телефон, чтобы запечатлеть момент: «Через 20 лет я буду помнить, как рад был снова оказаться на Universal. Вот она, моя неизлечимая ностальгия!»

* * *

22 августа 2016 года DreamWorks Animation стала частью Universal, что принесло сооснователю студии еще $200 млн. Два филиала компании снова объединились, но уже без Катценберга, перешедшего в компанию DreamWorks New Media.

Может показаться, что это окончательная смерть мечты о DreamWorks, но Спилберг так не считает. Да и кто будет возражать ему? Живущий под защитой силового поля, когда лишь немногие решаются оспаривать его версию событий, он — рассказчик, и в его истории жизнь фирмы складывается как нельзя лучше.

«Круто было основать первую большую студию за 60 лет, разве нет? Круто! И мне кажется, продажа DreamWorks Animation — настоящая победа для Джеффри и огромный выигрыш для акционеров. Наша мечта, родившаяся в 1994-м, осуществилась в 2016-м».

Фото: East News

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Стивен Спилберг об одержимости Линкольном, неожиданных открытиях и отсутствии компромиссов

    22 января 2013 / Галина Галкина

    Стивен Спилберг — один из немногих режиссеров, которого зрители знают в лицо. Перед премьерой исторической драмы «Линкольн» THR встретился с режиссером и выяснил, почему основная работа над фильмом прошла в архивах, и какой рекорд принадлежит освободителю американских рабов.

    Комментировать
  • Стивен Спилберг собирается снять религиозную драму

    18 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    В работе над «Похищением Эдгардо Мортары» режиссер вновь объединит усилия со сценаристом «Мюнхена» и «Линкольна».

    Комментировать
  • Стивен Спилберг: «Индианой Джонсом может быть только Харрисон Форд»

    03 декабря 2015 / Редакция THR Russia

    Ходили слухи, что в образе знаменитого археолога и искателя приключений предстанет Крис Пратт.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора