Земля дебетованная

Земля дебетованная
Кадры из фильма «Вий», 2013 г.

Когда из жизни уходят великие люди, их смерть становится народным горем, а погребение — делом государственной важности. Поэтому даже если некоторые знаменитости завещают хоронить себя на обычных кладбищах, рядом с родственниками или на родине, из-за своего высокого статуса они все равно находят последний приют на главных погостах страны. Так было, например, с Людмилой Зыкиной, которую вопреки ее собственному пожеланию — лежать рядом с матерью на Даниловском кладбище, — по настоянию Иосифа Кобзона упокоили на самом престижном, Новодевичьем.

Всего в Москве 133 кладбища, включая 62, которые расположены на бывшей территории Московской области, присоединенной летом 2012 года. Все они находятся в распоряжении ГУП «Ритуал», подчиненного Департаменту торговли и услуг Москвы, и объединены в шесть комплексов. Тремя наиболее привилегированными погостами — Новодевичьим (площадью 8 гектаров), Ваганьковским (50 гектаров) и Троекуровским (16 гектаров) — ведает Комплекс ритуального обслуживания №3. Именно на этих трех некрополях и покоится элита российского общества: деятели культуры и искусства, ученые, космонавты, военные, политики и чиновники.

Столичные власти объявили три главных кладбища столицы переполненными и придали им статус закрытых, то есть новые захоронения там невозможны. «На всех кладбищах в пределах Москвы — не только элитных — для новых могил места нет, — говорит депутат Мосгордумы, член комиссии по государственной собственности и землепользованию Игорь Протопопов. — Можно только подзахоранивать в семейные места». Например, в феврале 2012 года на Новодевичьем кладбище рядом с мужем похоронили народную артистку СССР Людмилу Касаткину.

В сфере похоронных услуг, впрочем, на ситуацию с кладбищами смотрят более оптимистично. По словам директора «Ритуала» Игоря Медведкова, Постановление правительства Москвы №802-ПП все же разрешает хоронить на закрытых кладбищах, если у усопшего есть особые заслуги перед Отечеством (звание Героя Советского Союза, России или труда, полного кавалера орденов Славы или Трудовой Славы, лауреата Ленинской премии, Госпремии СССР или РФ, а также народного артиста). В таком случае «сверху» поступает распоряжение найти приличное место любым способом.

Так, в апреле 2011 года на Новодевичьем похоронили народную артистку СССР Людмилу Гурченко, а в декабре 2013 — народного артиста СССР Юрия Яковлева. С 18 октября 2012 года на Троекуровском покоится прах заслуженной артистки России Марины Голуб, а в августе 2012 года на Ваганьковском простились с народным артистом РФ, режиссером Петром Фоменко.

Помимо особых заслуг для прописки на Новодевичьем, втором по значению кладбище после пантеона у Кремлевской стены, нужно личное разрешение мэра Москвы. А вот на Ваганьковское или Троекуровское может пропустить и глава Департамента торговли. Впрочем, директор Гильдии киноактеров Валерия Гущина говорит, что без мэра все равно далеко не уедешь. «Помню, мы уже стояли  в 2003 году на прощании с Евгением Матвеевым, а Юрия Лужкова не было в городе… Так во время церемонии все еще бегали и спрашивали: «Ну что, ответили из мэрии?! Дали разрешение?» — вспоминает она.

В некоторых случаях, как рассказал THR секретарь Союза кинематографистов по организационным вопросам Михаил Калинин, с похоронами артиста помогает лично председатель СК Никита Михалков — он звонит напрямую Владимиру Путину. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин в особых случаях пишет мэру Москвы. Не бросает своих в беде и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Если же актера при жизни званиями обделили, с похоронами опять же помогает Гильдия кино, которая обращается за помощью в Департамент торговли и услуг. Но без регалий, увы, усопшему на элитный некрополь рассчитывать не приходится.

Формально земля на любом кладбище Москвы бесплатная. Зато за все остальное приходится платить — из этого и складываются баснословные суммы. Так, только рытье могилы в прейскуранте «Ритуала» оценивается в 9070 рублей, но похороны знаменитостей, ясное дело, одной ямой не ограничиваются. «Если хоронят известного артиста, к цене прибавляется наличие драпировки — красной и черной ткани по стенам могилы — в сумме получается уже 16 тысяч, — рассказывает глава пресс-службы «Ритуала» Лиля Бубок. — Еще на дно подкладывают еловые ветки, гроб опускают на лифте, устанавливают шатер для участников церемонии...»

По желанию гроб можно засыпать не обычным московским суглинком, а песком — так тело усопшего быстрее истлеет. Кроме того, кладбища предлагают платный уход за могилой — это обойдется 500 рублей в месяц за квадратный метр.

На первый взгляд итоговая сумма получается не такой уж пугающей. «Чаще всего мы выставляем счет от 40 до 200 тысяч рублей за похороны», — говорит Елена Волкодаева, директор ритуального агентства «Риторг-Сервис», с которым сотрудничает Союз кинематографистов. На деле же стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Так, готовое место — с гранитным цоколем и оградой — на Ваганьковском, Троекуровском или Кунцевском кладбищах, где тоже хоронят именитых людей, по словам Волкодаевой, оценивается уже в 1,8 миллиона рублей.

И конечно, нельзя забывать про цветы. «К могиле Людмилы Гурченко мы положили венок из орхидей за 45 тысяч рублей — слава богу, нам сделали скидку почти вполовину из уважения к руководству нашей организации», — вспоминает консультант отдела соцпрограмм Союза кинематографистов Ирина Любимова. По ее словам, Никита Михалков лично распорядился заказать актрисе самый шикарный венок. — А на Головинское кладбище, на могилу Ольге Аросевой, я возила большую корзину роз «гран-при» стоимостью 15 тысяч рублей».

А что делать, когда артисту хотят поставить памятник? Ростовая фигура Вячеслава Тихонова работы Алексея Благовестнова, говорят, обошлась в 5 миллионов рублей. Такие деньги сразу не соберешь, поэтому неудивительно, что монумент установили лишь спустя четыре года после смерти легендарного Штирлица. Давний друг Тихонова, первый зампред правления культурного центра «Слава» актер Василий Лановой, даже просил помощи у президента страны. Сами похороны Тихонова, скончавшегося в 2009 году, обошлись более чем в миллион рублей.

Но откуда же взять деньги на столь пышные проводы, если пенсия у народного артиста всего 19 тысяч рублей? При таких расценках без помощи СК или СТД, Гильдии киноактеров, Центрального дома литераторов или, скажем, «Мосфильма» не обойтись. Однако и для этих структур финальные суммы неподъемны. 

Какие-то средства на похороны может выделить фонд «Урга — территория любви» Никиты Михалкова. Приходит на выручку и Министерство культуры, которое привлекает меценатов. Иногда спонсоры находятся сами — как в случае с Владиславом Галкиным. Погребение актера, скончавшегося в феврале 2010-го, полностью оплатили представители силовых структур, которых тот прославил на экране. Галкина хоронили на Троекуровском кладбище в «английском гробу» из красного дерева с позолоченными ручками стоимостью 3 миллиона рублей.

Бывает, что проводить деятеля культуры в последний путь помогают поклонники и коллеги. Так, на похороны основателя Гильдии кино Евгения Жарикова всего за три дня удалось собрать 700 тысяч рублей. А актрису театра и кино Светлану Харитонову, которая под конец жизни еле сводила концы с концами, директору Гильдии киноактеров Валерии Гущиной пришлось кремировать за свой счет: «Мы три часа на морозе ждали дочь Светланы на Хованском кладбище, но она так и не приехала».

Заоблачная стоимость похорон в Москве может показаться дикой, но если вспомнить, во сколько обходится крыша над головой живым россиянам, вопрос ценообразования отпадает сам собой: в столице каждый клочок земли буквально на вес золота. И даже если формально места под могилы ничего не стоят, огромный спрос неизменно сказывается на конечной стоимости ритуальных услуг.

Впрочем, глава «Ритуала» Игорь Медведков уверен, что реальной нехватки вакантных мест на кладбищах, в том числе элитных, в ближайшие годы не ожидается. «После ревизии мы к Троекуровскому добавили участок в 5,4 гектара, — говорит он. — Сейчас на согласовании проект, по которому земли хватит лет на тридцать. На Новодевичьем кладбище земли достаточно лет на двадцать».

Однако власти как в Москве, так и на федеральном уровне все равно бьют тревогу: по мнению чиновников, хоронить лучших сынов Отечества становится некуда.

Частично решить возникшую проблему призван новый ритуальный комплекс — военное мемориальное кладбище в Мытищах площадью 53 гектара, которое открылось в июне 2013 года. В декабре там похоронили первую знаковую фигуру — Михаила Калашникова (правда, сам оружейник хотел упокоиться в родном Ижевске).

Несмотря на то что мытищинское кладбище официально считается «военным», чиновники планируют хоронить там и деятелей культуры. По мнению депутата Мосгордумы Игоря Протопопова, подмосковный некрополь снимет вопрос с похоронами важных людей страны на ближайшие 10–15 лет.

«Хотелось бы, чтобы там было так же аккуратно и без излишеств, как на Арлингтонском кладбище в США, — говорит чиновник. — Надо обязательно сделать этот комплекс местом культурного и исторического паломничества. Представляю, как через 20 лет наши потомки будут приходить туда на экскурсии». Хотя есть в этом проекте существенные минусы — добираться до мытищинского мемориала не слишком удобно, да и место, как говорится, пока «ненамоленное».

Кстати, сложности с захоронением людей, знаменитых и не очень,  возникают не только в России. Но если отечественные чиновники пока что предлагают повторно использовать заброшенные могилы и «подселять» усопших к родственникам, то в Европе мыслят, прямо скажем, прагматичнее. Так, участники конференции Ассоциации кладбищ и крематориев Северных стран, проходившей в 2013 году в Осло, всерьез обсуждали проект вертикального кладбища — модульной многоэтажной башни для захоронения умерших.

В Лондоне, на кладбище Мэйнор-парк, как и у нас, разрешают повторно использовать могилы. Но если в России речь идет о захоронениях старше 15 лет, то в Англии можно заново использовать лишь погребения полуторавековой давности и старше.

С оплатой ритуальных услуг в случае смерти деятелей культуры за рубежом тоже все выглядит несколько иначе. Например, в США, на которые в России так любят ссылаться, членами Гильдии киноактеров значатся более 120 тысяч человек. И каждый из них отчисляет в организацию определенный процент от своих заработков, который идет на оплату страховки. В случае смерти на счет актера автоматически поступает сумма $30 тысяч, которой вполне достаточно на похороны.

При этом, к примеру, в Нью-Йорке, где жилье дороже московского, стоимость могил все-таки ниже, чем у нас. Так, место на кладбище Голгофа, где до сих пор принято хоронить выдающихся деятелей культуры и искусства, стоит $2265, ниша для урны с пеплом — $920. Уход за могилой обойдется в $4635 в год, а на элитном нью-йоркском кладбище Грин-Вуд любой может быть похоронен всего за $14 тысяч.

Конечно, ситуация с похоронами как знаменитостей, так и простых смертных в России могла бы быть и лучше. Но бизнес есть бизнес: когда столь прибыльная сфера услуг (в одной Москве ежегодно хоронят 150 тысяч человек) становится монополией, на правила игры повлиять очень сложно.

Что станет с привилегированными историческими некрополями столицы, так до конца и не ясно — чиновники и представители похоронного ГУП в оценках расходятся. Но очевидно, что сильные мира сего после смерти все чаще будут выезжать за МКАД или же обретать покой на второстепенных погостах в черте города. А без введения страховых взносов расходы на погребение деятелей культуры по-прежнему будут падать на плечи общественных организаций, поклонников и меценатов. Свободной земли тем временем становится все меньше, а значит, стоимость ее будет неуклонно расти.

Звезды кино и театра, похороненные на главных кладбищах Москвы

Новодевичье: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Юрий Никулин, Олег Янковский

Ваганьковское: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Олег Даль, Александр Абдулов, Леонид Филатов

Троекуровское: Николай Рыбников, Семен Фарада, Наталья Гундарева, Игорь Кваша, Любовь Полищук

 

Материалы по теме

  • Краски Голливуда. Бьюти-эксперты Кэмерон Диас, Эмили Блант и других звездных актрис

    06 января 2015 / Мег Хемпхилл

    Самые обаятельные женщины Голливуда не боятся доверять свои секреты визажистам и стилистам. Они выстраивают практически семейные отношения с экспертами красоты. Актрисы уверены: правильный макияж и идеально продуманная прическа могут проложить дорогу к «Оскару». THR вспоминает наиболее яркие бьюти-эксперименты 2014 года.

    Комментировать
  • Операторское искусство. По ту сторону кино

    11 мая 2015 / Елизавета Верейкина

    Как на самом деле работают операторы? Сколько человек в операторской группе и почему эта профессия остается одной из самых опасных в индустрии? Об этом — в расследовании THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus