- Главная
- →
Культура- →
ЭКСКЛЮЗИВ: David Bowie is Crossing the Border - уникальные материалы и подробности с выставки David Bowie isЭКСКЛЮЗИВ: David Bowie is Crossing the Border - уникальные материалы и подробности с выставки David Bowie is
Ян Крылов8 января Дэвиду Боуи исполнилось бы 70 лет. К 70-летию человека, упавшего на Землю, THR подготовил уникальный материал - интервью с Альберто Делеонардисом, директором выставки David Bowie Is в Италии, который также любезно предоставил нам эксклюзивные фотоматериалы.David Bowie Is – это, пожалуй, одна из наилучших современных выставок, которая представляет на суд публики поистине уникальный калейдоскопический взгляд на эволюцию многогранной личности Дэвида Боуи. То, что вы можете наблюдать здесь – не просто очередное холодное хронологическое путешествие в историю жизни этого экстраординарного музыканта, а скорее глубокое эмоциональное погружение в этакую замысловатую мозаику, наглядно демонстрирующую нам, как с годами менялись взгляды и мировоззрение одного из самых ярких представителей рок-н-ролла.
10 ноября 2016 года, за три дня до окончания экспозиции в Болонье и её предстоящего переезда в Токио, THR удалось встретиться с Альберто Делеонардисом, главным организатором этого мероприятия в Италии (музей MAMbo), и подробно обсудить всё, что связано с Дэвидом Боуи.
Этой беседы мы с нетерпением ждали несколько недель, так как у мистера Делеонардиса оказался очень плотный рабочий график. Тем не менее, он не только сумел уделить нам целый час своего драгоценного времени, но и также предоставил для исследования THR, посвященного 70-летию артиста, эксклюзивный доступ к уникальным фотографиям с выставки (в музее категорически запрещалось делать какую-либо фото и видеосъёмку) и некоторым редким материалам из личного архива Дэвида Боуи, за что мы ему невероятно благодарны.
Что лично для вас значит David Bowie Is?
Знаешь, это сложный вопрос. Дай-ка подумать… В 2010-м году началось постепенное формирование выставки David Bowie Is в музее Victoria and Albert (Лондон), которая спустя несколько лет после триумфального шествия по всему миру (Великобритания, Канада, Бразилия, Германия, США, Франция, Австралия, Нидерланды) наконец-таки добралась до Италии. Руководители Victoria and Albert дали наивысшую оценку проделанной нами работе и заявили, что презентация в Болонье, на их взгляд, является лучшей в Европе. Мы ценим такой комплимент, ведь обычно англичане бывают очень требовательными и критичными в плане ведения бизнеса.
Наша экспозиция дарит возможность посетителям поближе познакомиться с творчеством Дэвида Боуи, где основной акцент сделан не только на музыкальной карьере этого артиста, но и на его способностях как своеобразного художника и талантливого актера. У нас широко представлено более 350 экспонатов из личного нью-йоркского архива Боуи, вмещающего в себя около 75000 коллекционных экспонатов.
Я никогда не перестану восхищаться неподдельным чувством любопытства и невероятным интеллектом Боуи, которые постоянно двигали его вперед. Многочисленная публика, ежедневно посещающая выставку в Болонье, моментально погружается в тот или иной период более чем полувековой жизни Дэвида в искусстве, будь то первые робкие шаги в Брикстоне (район в южной части Лондона), когда он был ещё никому неизвестным Дэвидом Джонсом, или же дальнейшее эпохальное преобразование в таких колоритных персонажей, как Зигги Стардаст и Изможденный Белый Герцог, и это не говоря уже о той степени мудрости, которую он приобрел к концу 90-х, началу 2000-х.
В самом первом помещении выставки вы можете лицезреть несколько шокирующую видеоинсталляцию, в которой Дэвид откровенно рассказывает о том, как шизофрения повиляла на некоторых членов его семьи и как это тяжелое душевное заболевание поразило Терри Бёрнса (старший сводный брат Боуи по материнской линии), в итоге покончившего жизнь самоубийством.
Мне врезалось в память следующее высказывание Дэвида по этому поводу: “Я ни за что на свете не хотел бы оказаться в психиатрической лечебнице и посещать сеансы всяческих там психологов. Никогда не позволю таким людям лишить меня моей креативности”.
Таким образом, дабы не сойти с ума и преодолеть внутренние страхи и сомнения, Боуи решил перекинуть своё артистическое безумие на выдуманных им самим персонажей: Зигги, Хэллоуин Джек, Герцог и другие. Именно неуёмный характер Дэвида и его постоянное стремление во что бы то ни стало пробиться в музыкальную индустрию позволили этому застенчивому молодому человеку осуществить самые дерзкие и смелые проекты.
Какой экспонат на вашей выставке привлекает больше всего внимания со стороны публики?
Для начала хочу отметить, что музею искусств MAMbo крайне повезло с наличием достаточного пространства для размещения такого крупномасштабного мероприятия в Болонье. Наша организация сумела успешно воссоздать и даже по-своему как-то дополнить первоначальную концепцию лондонской выставки.
Например, у нас имеется большой зал, где зрители при помощи мощного широкоэкранного проектора могут в отличном качестве насладиться лучшими отрывками из живых концертов Дэвида Боуи. Мы также предлагаем посетителям использовать специальные наушники, в которых, подойдя к определенному артефакту, можно услышать эксклюзивные аудио-комментарии Дэвида на ту или иную тему. В целом, всё это создает великолепную атмосферу погружения в авангардный мир Боуи и вы как бы оказываетесь окружены со всех сторон огромным количеством самых памятных фотографий, дневников, музыкальных клипов и фильмов с участием артиста.
Что касается наиболее популярных экспонатов, то многие приходят в дикий восторг от оригинальных рукописей Дэвида к песням “Space Oddity” (1969), “Life on Mars” (1971) и “Heroes” (1977). Внимательно разглядывая эти раритетные записи, вы начинаете лучше понимать, каким образом они создавались. В странном, несколько неразборчивом почерке Боуи, с целым рядом всяческих корректировок, явно проглядывается след будущего гения, которому судьбой было уготовано стать настоящей суперзвездой.
В визуальном же плане всеобщее внимание публики было приковано к потрясающим костюмам Дэвида. У нас их в наличии около 60-ти. Среди них особо выделяются известный френч “Union Jack” от Александра МакКуина (период “Earthling” – 1997 год), причудливый наряд Пьеро от русского дизайнера Натальи Корниловой (эпоха “Scary Monsters (And Super Creeps)” – 1980 год) и, конечно же, фантастическая коллекция нарядов от Кансая Ямамото (турне “Aladdin Sane” – 1973).
Если вам и этого недостаточно, то практически на каждом манекене можно лицезреть поразительно точную копию маски лица Боуи, специально отлитую по такому же принципу, как это было впервые продемонстрировано в документальном фильме 1975 года “Cracked Actor”, снятого британским режиссером Аланом Йентобом.
Вели ли вы переговоры с администрацией Victoria and Albert касаемо того, чтобы пополнить вашу выставку некоторыми важными реквизитами из самых последних клипов Боуи “Blackstar” (2015) и “Lazarus” (2016)?
По сравнению с другими странами, где ранее проходила David Bowie Is, главное отличие Италии состоит в том, что мы начали свою работу в 2016 году, когда Дэвида, к большому сожалению, уже не стало. Поэтому наша команда смогла уделить достаточно внимания не только альбому The Next Day (2013), но и Blackstar (2016). Виктория Броукс (главный куратор музея Victoria and Albert в Лондоне – прим. автора) поставила целый перечень условий, которые нам необходимо было соблюдать.
К примеру, мы пытались сделать запрос на использование костюма астронавта Майора Тома (персонаж, о котором мы впервые услышали в песне “Space Oddity” – прим. автора) из “Slow Burn” (2002) и “Blackstar” (2015), а также трёх раритетных эскизов, нарисованных Боуи под конец жизни, где изображены такие персонажи, как человек с забинтованным лицом с пуговицами вместо глаз, таинственный проповедник, держащий в руках книгу c изображением черной звезды, и, наконец, хитрый лжец в знакомом одеянии Белого Герцога. Но официальные представители Дэвида категорически сказали: “Нет”. Тем не менее, нам всё-таки позволили разместить клипы “Lazarus” и “Blackstar” в специальном зале, интерьер которого мы оформили в стиле ключевой сцены из фильма “Человек, который упал на Землю” (1976).
При жизни сам Боуи четко проверял, как кураторы распоряжаются его выставкой. Особенное внимание он уделял исторической достоверности всех экспонатов, но при этом позволял каждому музею делать свою личную интерпретацию. Единственное, о чем артист всегда просил – не слишком сильно акцентировать внимание на эпоху 80-х и всё, что с ней связано, так как считал этот период для себя крайне неудачным.
Насколько мне известно, в марте 2013 года, Дэвид со своей второй женой Иман и дочкой Лекси приватно посетил музей в Лондоне и был просто поражен тем, насколько качественно организаторы сумели подойти к его выставке. Будучи всю свою жизнь страстным коллекционером искусства и осознавая, что когда-нибудь рано или поздно его карьера достигнет своего логического завершения, Боуи понял, что пришло время оставить за собой нечто большее, чем просто музыкальное наследие. Как мне кажется, у него это прекрасно получилось, ведь теперь практически каждый из нас знает, кто такой Дэвид Боуи.
Как повлиял Дэвид Боуи на вашу жизнь?
Я начал слушать его музыку в конце 70-х. Пожалуй, мои самые любимые песни из репертуара Дэвида – “Ashes to Ashes” (1980), “This Is Not America” (1985) и “Slip Away” (2002). По сравнению со многими другими британскими музыкантами, Боуи всегда казался мне этаким сумасшедшим новатором, неустанно пробующим свои силы в часто странных, порой, уму непостижимых экспериментах; будь то его страстное увлечение буддизмом или же спонтанная заинтересованность искусством пантомимы. Его трудоспособность просто поражает. Он никогда не боялся брать на себя риск и поэтому большинство его эпохальных альбомов в корне отличаются друг от друга. Позвольте привести в пример одну любопытную цитату из дневника Боуи: “Не пытайтесь имитировать меня, оставайтесь верны своей истинной сущности, постоянно развивайтесь, бросая вызов всем ограничениям и предрассудкам, и старайтесь никогда не тратить время зря.”
Насколько мне известно, вашу выставку посетили такие знаменитости, как Аманда Лир и Red Hot Chili Peppers. Какова была их реакция на увиденное?
Да, 8-го октября у Red Hot Chili Peppers был концерт в Болонье. В этот день перед выступлением они нам не звонили, не бронировали заранее билеты, а попросту пришли на выставку, как самые обычные посетители. Музыканты остались под огромным впечатлением от увиденного и перед уходом рассказали, что хоть их пути и не раз пересекались с Дэвидом, но о многих фактах из его жизни они ничего толком так и не знали. Один из них даже прикупил себе футболку с изображением Белого Герцога, а вечером вышел в ней на сцену, когда группа исполняла кавер-версию песни Боуи “Five Years”.
Аманду Лир мы специально пригласили в сентябре, узнав, что в это время она будет в нашем городе. В день её визита была организована небольшая пресс-конференция, где Лир затронула тему своих взаимоотношений с Сальвадором Дали, а также поделилась некоторыми подробностями своего бурного романа с Дэвидом, длившегося почти что год.
Например, мы узнали, что Боуи особо никогда не распространялся о своём первом браке. Вот, какую историю нам поведала Аманда: “Однажды утром, когда мы с Дэвидом все ещё отходили после очередной нью-йоркской вечеринки, неожиданно раздался телефонный звонок. Я первая взяла трубку. На другом конце прозвучал незнакомый женский голос: “Привет, это Анджела (первая жена Боуи). Передайте моему мужу, что нашему сыну Зоуи (ныне известный режиссер Дункан Джонс – прим. автора) немедленно требуется срочная помощь.” Можете представить себе, какой двойной шок я тогда испытала?! Оказывается, что наш Зигги был уже женат и являлся отцом маленького мальчика! Я нахожу это весьма забавным, так как, пожалуй, за исключением Дали, все мои бывшие парни вечно пытались прятать от меня свои обручальные кольца.
Ну а если совсем серьезно, то Боуи был просто уникальной личностью. Когда мы вместе участвовали в съёмках “The 1980 Floor Show” (1973 год), я порекомендовала ему “Метрополис” Фрица Ланга (1927). Меня поражало в нём то, что после просмотра захватывающего фильма или прочтения какой-нибудь оригинальной книги, Дэвид всегда старался разузнать как можно больше информации об этих режиссерах, поэтах и писателях. Он всегда находился в творческом поиске. За всю свою долгую жизнь, я очень редко встречала таких любознательных и целеустремленных людей.”
Расскажите, какой отклик вызвало мероприятие David Bowie Is среди жителей Болоньи?
Когда люди узнали, что выставка начнется 14 июля, то весь город как будто сошел с ума. Болонью охватила настоящая “Боуимания”. Помимо MAMbo, некоторые другие сообщества почитателей Дэвида Боуи также активизировали свою деятельность. Одним словом, наша скромная Болонья превратилась в Боуилонью! (смеется)
Руководители художественной галереи Ono Arte Contemporanea пригласили к себе известного японского фотографа Масайоши Сукита и выставили на показ не только его работы, но и культовые снимки британца Брайна Даффи. Как вы знаете, они оба сыграли немаловажную роль в визуальном восприятии артиста в разные периоды его карьеры.
Даниеле Пенсавалле, лидер местного фан-клуба “David Bowie Blackstar”, провел собственную фотоэкспозицию под названием “Reality Tour”, посвященную серии знаковых концертов Боуи, проходивших в Италии с 1997 по 2003 год.
Самые продвинутые студенты болонского университета Nuova Accademia di Belle Arti тоже решили отдать дань Дэвиду и разместили в одном из своих корпусов интересную коллекцию рисунков, постеров и коллажей, выполненных собственноручно. С моей точки зрения, ни один из других городов Европы, где ранее проходила выставка David Bowie Is, не испытывал такого воодушевленного подъёма. Вполне возможно, что здесь всему виной наш необузданный итальянский темперамент (смеется).
Почему среди всех крупных городов Италии именно Болонье выпала честь стать местом проведения David Bowie Is?
Во время переговоров с Victoria and Albert в 2013 году, мы очень долго обсуждали возможный вариант участия в этом проекте муниципалитетов Рима, Неаполя и Милана. Но как это часто бывает в бизнесе, возникло несколько существенных проблем: нехватка времени на качественную подготовку (дали лишь два месяца, а требовалось как минимум четыре), отсутствие подходящей площадки и, конечно же, предельно жесткое ограничение в финансах. К сожалению, из-за данных помех в наших планах возникла большая пауза.
Но тем не менее в декабре 2015-го, приблизительно за месяц до смерти Боуи, мне позвонил Франческо Томази, мой близкий друг и по совместительству один из самых влиятельных импресарио в Италии (он продвигал Pink Floyd и U2 – прим. автора), и во время нашего разговора мы с ним сошлись на том, что музей MAMbo в Болонье лучше всего подойдет для данной выставки. К тому же, сам Дэвид приезжал к нам на гастроли в феврале 1996 года, так что все звёзды идеально сошлись. Руководство города, в свою очередь, поддержало нашу инициативу. В этом проекте было задействовано свыше 3000 человек. На всё про всё у нас ушло около шести месяцев. К июлю мы уже были практически готовы принимать первых гостей.
Теперь, оглядываясь назад, я нахожу весьма странным вот какое обстоятельство – когда Боуи был ещё жив, никто в Италии не хотел особо брать на себя ответственность за его выставку, но как только певца не стало, то Болонья оказалась единственным местом, занявшимся этим непростым делом. И тут вдруг все, как нарочно, начали навязывать нам свои услуги. Но, господа, ваш поезд уже давным-давно ушел! Я придерживаюсь следующего мнения: если дело доходит до такой исключительной личности, как Дэвид Боуи, то мы, итальянцы, не можем позволить себе никакой халтуры и обязаны работать в полную силу.
И, наконец, последний вопрос: учитывая, что выставка David Bowie Is в Болонье постепенно подходит к концу, как вы можете обобщить всё, что здесь происходило?
Ты знаешь, это был довольно-таки сложный и длительный процесс, который потребовал от нас максимум отдачи. Ведь мы не только делали бизнес в чистом виде (предприятие обошлось приблизительно в один миллион семьсот тысяч евро – прим. автора), но и стремились достичь наивысшей степени художественной экспрессии. Не хочу показаться слишком пафосным, но я по-настоящему горжусь этим проектом. Нам удалось привлечь всеобщее внимание к Болонье и с достоинством выдержать ту высочайшую планку, которую задали кураторы лондонского музея Victoria and Albert.
Поразительно, но некоторые из наших посетителей как-то умудрялись проводить на выставке по 12 часов в день! Вот что значит быть настоящим фанатом Дэвида Боуи. Я безумно рад, что таким людям, как вы, приехавшим к нам из разных частей света, посчастливилось на какое-то время соприкоснуться с бесценным творческим наследием этого великого музыканта, посвятившего всю свою жизнь искусству.
В следующей части “David Bowie is Crossing the Border” вас ожидают эксклюзивные высказывания самого Дэвида Боуи, взятые из редких архивов музыканта.
Материалы по теме
Дэвид Боуи скончался в возрасте 69 лет
11 января 2016 / Редакция THR RussiaЛегендарный музыкант, актер и продюсер умер от рака через несколько дней после своего дня рождения.
КомментироватьДэвид Боуи мог играть Гэндальфа во франшизе «Властелин колец»
19 декабря 2016 / Редакция THR RussiaИнформация подтвердилась, однако шансы, что Боуи мог сыграть мудрого волшебника, были невелики.
Документальный фильм о Дэвиде Боуи ждет Москву с 8 января
23 декабря 2016 / Редакция THR RussiaФильм приурочен к трагической годовщине смерти артиста.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: