«Фальшивая нота» без фальши

«Фальшивая нота» без фальши
Фото: Валерий Мясников

Любопытна сама история появления этого спектакля по пьесе французского драматурга Дидье Карона на сцене Театра имени Вахтангова. К Художественному руководителю театра пришел Геннадий Хазанов, предложив вместе с пьесой и себя на одну из ролей. Римас Туминас согласился. Так появился этот спектакль на сцене одного из самых успешных театров страны, хотя по сути эта пьеса могла стать типичной антрепризой с участием двух звездных артистов. Тема пьесы, что называется, нынче в тренде на европейских подмостках – холокост. Но драматурга трудно упрекнуть в конъюнктуре – он написал глубочайшую по сути историю «преступления и наказания», покаяния и прощения. Историю встречи с прошлым, которое не дает покоя двум неслучайно встретившимся людям.

Фото: Валерий Мясников

Прославленный дирижер Миллер (Алексей Гуськов) остается в одиночестве в зале Женевской филармонии, где только что отыграл концерт. На авансцене – опустевшие ряды зрительских кресел, на сцене – рояль, скрипка, атрибуты гримерной, а в вышине, словно парящая в воздухе, сама концертная площадка с пюпитрами и стульями, на которых еще недавно располагался оркестр (сценография Адомаса Яцовскиса). Дирижер в одиночестве. Он недоволен собой, недоволен сыгранным концертом, но винит в этом в большей степени «первую скрипку», сфальшивившую во время концерта. Перед нами растерзанный человек, у которого, как можно понять из телефонного разговора с женой, внешне все складывается блестяще: обожание публики, приглашение в Берлин, где ему предложили занять опустевшее место знаменитого дирижера Караяна. Почему его разрывают сомнения – поначалу непонятно. И лишь неожиданное появление незваного гостя по имени Динкель (Геннадий Хазанов) все расставит по своим местам.

Этот спектакль – психологическая драма с элементами детектива. Все действие разворачивается в течение полутора часов на этом пространстве «после концерта». Непростая задача для артистов, и в первую очередь для Алексея Гуськова: сделать зрителей не просто наблюдателями за разворачивающейся драмой обнажения человеческой души, стать ее соучастниками, а заставить каждого заглянуть и в собственную душу. Практически у каждого где-то в глубинах памяти спрятан хотя бы один неприглядный поступок. О котором не хочется вспоминать, но который не дает человеку до конца раскрыть свой потенциал. Забытый грех неизбежно будет бередить душу, и лишь покаяние, раскаяние может от него освободить. Для верующих людей эта проблема решается просто- пошел к священнику и снял грех с души. Но для большинства нужен какой-то толчок, какое-то драматическое событие - или просто появление в жизни нежданного гостя из прошлого, что и происходит в спектакле «Фальшивая нота».

Фото: Валерий Мясников

Алексей Гуськов сумел в этой невероятной роли передать всю гамму чувств самолюбивого, страдающего, наделенного незаурядным талантом человека. Вот еще одна тема этой истории – ответственность за Богом данный талант, о чем и напомнил дирижеру Миллеру его гость Динкель. Кстати, Геннадию Хазанову, в отличие от Алексея Гуськова, создать достоверный образ все-таки не удалось. Артист использует набор привычных приемов, по которым безошибочно узнаешь любимца публики Геннадия Хазанова. Видимо, сказывается отсутствие постоянного опыта работы в драматическом театре, куда он, судя по всему, решительно намерен вернуться после долгого перерыва. Но нельзя не отдать должное третьему герою этого спектакля – музыке композитора Фаустаса Латенаса. Его музыка – одно из самых сильных впечатлений от этого спектакля. Впрочем, и по сюжету пьесы именно музыка не просто определила судьбу главного героя, но и поставила его однажды перед роковым выбором. Одна фальшивая нота может стоить кому-то карьеры, а кому-то и жизни. Каждый может сфальшивить – главное, осознать эту фальшь, принять свои проступки – и простить себя. Чтобы двигаться дальше по жизни уже без притворства, с чистой душой.

«Оба стремятся к чистой ноте, - отмечает режиссер-постановщик Римас Туминас. – Весь мир стремится к чистой ноте, чтобы выжить, устоять – пусть даже часто мы в это и не вдумываемся. Чтобы очистить ноту, надо пройти через испытания, может быть, даже унижение…Кто помог очиститься, тот сотворил дальнейшую жизнь музыканту: теперь за Филармонический оркестр можно быть спокойным – он будет играть верно и, может быть, достигнет уровня Караяна».

Материалы по теме

  • Рецензия: «Ч/Б» с Алексеем Чадовым

    10 марта 2015 / Ирина Любарская

    Комедия-сказка, напоминающая «Джентльменов удачи», в которой Маковецкий пытается походить на киношных крестных отцов.

    Комментировать
  • «Джон Уик 2»: убей меня снова

    08 февраля 2017 / Ольга Маршева

    Киану Ривз навсегда вошел в историю кино как всемогущий Нео. И если до легендарной трилогии «Матрица» другие роли актера могли бы соперничать с Избранным по значимости, то после… Впрочем, выход на экраны второй части суперуспешного боевика «Джон Уик» укрепит позиции Ривза как главного мирового борца со злом. Трепещи, Том Круз!

    Комментировать
  • Рецензия: «Слендермен» Сильвена Уайта

    17 августа 2018 / Сергей Сергиенко

    Некоторые страшилки лучше не экранизировать.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus