Рецензия: «Лунный свет» Барри Дженкинса

Рецензия: «Лунный свет» Барри Дженкинса
Кадр из фильма «Лунный свет»

В глубинах гетто Майами наркодиллер Хуан (Махершала Али) подбирает в заброшенном доме напуганного черного мальчика, куда загнали его сверстники. Ребенок долго молчит, Хуан везет его в гости, где кормит и знакомит с женой Терезой. Наконец мальчик произносит свое имя: Широн (но все зовут его Малой). Мама Широна курит крэк и сильно не переживает, если десятилетний сын не ночует дома. Парадоксально, что наркотики ей поставляют люди Хуана. Но Широн стерпит этот факт, потому что податься ему больше некуда – Тереза и Хуан станут его своеобразной суррогатной семьей, куда он будет сбегать от неблагополучной матери. Это только первая часть фильма Барри Дженкинса, выдвинутого на «Оскар» в восьми номинациях. Во второй Широн станет подростком и будет получать за то, что сам еще не осознал – свою сексуальную ориентацию.  «Почему такие узкие джинсы?» - травят его одноклассники. Нормально к нему относится лишь Кевин, гибкий в общении парень, который принесет ему и радость, и горе, и в чем-то даже станет роковым участником судьбы. В третьей части Широна зовут Черный, он ездит на дорогой машине, у него золотые цепи и зубы. Он достиг успеха в Атланте, занимаясь тем, чем занимался в его детстве Хуан.

Одновременно трогательная и жестокая драма о судьбе черного гея на Юге США – уникальный пример того, как неполиткорректная, неудобная правда делает фильм популярным и дает ему признание. И дело не в том, что в картине страдает афроамериканец, не похожий на других. Фильм Дженкинса по рассказу Тарелла МакКрейни сделан  очень чутко и честно, без спекуляций. И если даже Широна избивают до крови, в этом не чувствуется манипуляций режиссера на тему насилия, просто обыкновенный реализм. Кстати, хроника событий хоть и дана в фильме предельно кратко, иногда Дженкинс погружает зрителей в волшебные неоновые миры лунной южной ночи. Эти сцены – как бы погружение в смутный и нежный внутренний мир Широна, который как-то признается Кевину, что очень много плачет в своей жизни. Такая ранимость – его крест, как красная тряпка, привлекающая садистов-обидчиков, но она же станет путеводной звездой Широна, поможет выжить, не потеряв себя.

Есть соблазн сравнить «Лунный свет» с «Отрочеством» Линклейтера. И там, и тут – наблюдение за взрослением мальчика. Однако мелкие проблемы и невзгоды, с которыми сталкивается герой Линклейтера, говорят только о насквозь благополучном белом мире Америки. Да и чисто формально, эти два фильма решены по-разному: Линклейтер снимал одного актера в течение двенадцати лет. В фильме Дженкинса Широна играют три разных артиста, и бюджет этой картины минимален (при такой оглушительной отдаче) – примерно полтора миллионов долларов, что сравнимо с инди-кинематографом.  Фильм Дженкинса намного болезненнее, но он не вскрывает язвы расовых предрассудков (в картине вообще нет ни одного белого), а говорит о более интимных вещах. Как понять, кто ты такой, как выдержать злобность окружающего мира, как сохранить свой внутренний мир чистым, не смотря на то, что ты связан с криминалом. И наконец: как дать понять близкому  человеку, что ты не изменился с школьных лет. Просто мускулы накачал.

«Лунный свет» в прокате с 16 февраля.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Мой мужчина»

    01 июля 2014 / Кларенс Цуй

    История о страстных отношениях девушки и приемного отца, а также о том, сколь разрушительной для мужчины может оказаться женская натура.

    Комментировать
  • Рецензия: «Афера по-английски» с Майклом Фассбендером

    15 марта 2017 / Эмилия Деменцова

    Боевик с очень хорошими ирландскими актерами и полным несоответствием названию.

    Комментировать
  • «По ту сторону занавеса»: опыт реинкарнации в двух частях

    28 марта 2017 / Эвелина Гурецкая

    Побывать по ту сторону занавеса и в прямом, и в метафизическом смысле довелось зрителям спектакля, представленного Александринским театром Санкт-Петербурга на фестивале «Золотая маска».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора