Французский Театр де ля Виль на Чеховском фестивале

Французский Театр де ля Виль на Чеховском фестивале

 Парижский Театр де ля Виль - постоянный участник Чеховского фестиваля. В этом году Театр представил российским зрителям спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» по знаменитой пьесе классика итальянской драматургии Луиджи Пиранделло. Написанная  в 1921 году,   она оказалась одним из главных театральных манифестов прошлого века. К  этой пьесе время от времени обращаются и наши театры. Но непревзойденной остается ее постановка Анатолием Васильевым в 1987 году. С этого спектакля начинался и театр Анатолия Васильева «Школа драматического искусства», и мировая  слава режиссера. Спектакль был сыгран на фестивалях по всему миру, получив множество премий и наград. По сути эта пьеса - «театр в театре». У Пиранделло в театре, куда персонажи приходят со своей драматической и путаной семейной историей, репетируют самого же Пиранделло — другую его пьесу. Драматург намеренно столкнул реальный мир с вымышленным, и  воображаемые персонажи оказываются более реальными, чем сама жизнь. По сюжету, точнее, судя по монологу Директора, в современном театре за прошедшие почти 100 лет с момента написания пьесы мало что изменилось, хорошая драматургия по-прежнему в дефиците.

Актеры приходят в театр на репетицию. Премьерша, как всегда, опаздывает. Премьер недоволен тем, что ему надо по ходу пьесы надевать поварской колпак. Директор в сердцах восклицает: «…что вы от меня хотите, если Франция давно уже перестала поставлять нам хорошие комедии и мы вынуждены ставить комедии этого Пиранделло, которого понять — нужно пуд соли съесть и который, словно нарочно, делает все, чтобы и актеры, и критики, и зритель плевались

Неожиданно в зале появляются шесть персонажей во главе с Отцом, который объясняет, что они пришли в театр в поисках автора. Они предлагают Директору театра стать его новой пьесой. Жизнь полна таких несуразностей, которые не нуждаются в правдоподобии, потому что они и есть правда, а создавать иллюзию правды, как это принято в театре, — чистое сумасшествие. Автор дал жизнь персонажам, а потом раздумал или не смог возвести их в ранг искусства, но они хотят жить, они сами — драма и сгорают от желания представить её так, как подсказывают им бушующие в них страсти. Перебивая друг друга, персонажи пытаются объяснить, в чем дело. Директор объясняет им, что это невозможно, на сцене их будут играть актеры и начинает репетицию. Но персонажи постоянно вмешиваются в процесс, и уже непонятно, кто здесь главный. Персонаж Отец вступает в спор с Директором об иллюзии и реальности. Мастерство актеров заключается в том, чтобы создать иллюзию реальности, меж тем как у персонажей есть своя, другая реальность, персонаж всегда имеет собственную жизнь, отмеченную характерными, ему одному присущими чертами.

Кадры из спектакля

Он реальнее обычного человека, особенно актера, который часто может быть и «никем». Директор раздражен: зря потерян целый день. Репетиция так и не получилась. Актеры расходятся, театр погружается во тьму, после чего в глубине сцены, словно по оплошности осветителя, загорается зеленая подсветка. Появляются огромные тени персонажей, при виде которых Директор в ужасе сбегает, на сцене остаются только персонажи. В этом и заключалась главная мысль драматурга. У нас нет возможности увидеть, например,  шекспировские пьесы в постановке театра «Глобус», но все персонажи из пьес Шекспира будут жить вечно.

Сцена из спектакля

Спектакль по этой пьесе режиссер Эмманюэль Демарси-Мота поставил в 2001 году. Может, за давностью эта постановка не поражает воображение, кажется даже несколько устаревшей при стремительном развитии современного театра. Режиссер практически следовал за развитием сюжета, не привнося в него никаких популярных нынче приемов. Если у драматурга прописано «девочка у бассейна» - появляется бассейн. Нужен сад - и вот уже на заднике сцены возникли деревья, правда, в перевернутом виде. Но игра актеров «искупает» многое.  Удовольствие получаешь, всматриваясь в их персонажей, вслушиваясь в их монологи и диалоги, наслаждаясь подзабытым текстом. И сожалеешь, что не знаешь французского, чтобы в полной мере восхититься искусством актеров и настоящим психологически театром. Кстати, спустя несколько лет после этой постановки, а именно в 2008 году Эмманюэль Демарси-Мота возглавил Театр де ля Виль. Его называют «одним  из самых талантливых французских режиссеров своего поколения». В 29 лет он стал «театральным открытием года» по версии Национального Союза театральных критиков Франции, и на сегодняшний день поставил для разных театров множество спектаклей, которые пользуются успехом как у публики, так и у театральных критиков. Эту его постановку в момент появления Французская пресса назвала «блистательным, ошеломляющим спектаклем, вневременным и потрясающим воображение». Российская публика, судя по всему, этой постановкой ошеломлена не была. А некоторые зрители, очевидно, заскучав, и вовсе покидали зал в середине спектакля.

Сцена из спектакля

Материалы по теме

  • Балет и танец на театральном фестивале имени Чехова

    30 мая 2017 / Эвелина Гурецкая

    Кубинские страсти Чеховского фестиваля.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора