- Главная
- →
Культура- →
Максим Севриновский сыграл Ричарда IIIМаксим Севриновский сыграл Ричарда III
Эвелина ГурецкаяЗлодей, лишенный совести, идущий от одного убийства к другому, и вместе с тем психологически точно разработанный характер талантливого и умного человека – таким получился Ричард III у Максима Севриновского.В 32 года сыграть Ричарда III? Нереально – скажет вам практически любой актер. Но у судьбы свои планы на каждого - взяла вот и преподнесла такой подарок молодому артисту театра имени Вахтангова Максиму Севриновскому.
Трагедия «Ричард III» не входит в число самых востребованных пьес великого Шекспира. Но в последнее время в нашей стране к ней как-то заметно возрос интерес: не так давно была яркая постановка Юрия Бутусова в «Сатириконе» с Константином Райкиным в роли Ричарда. Свои версии этой трагедии сегодня представляют сразу несколько региональных театров. А вот экранизаций «Ричарда III» было множество. Самая последняя - фильм «Пустая корона: Ричард III» с Бенедиктом Камбербатчем в главной роли – был снят в 2016 году на родине Шекспира, в Великобритании
«Ричарда III» в театре имени Вахтангова последний раз ставили четыре десятилетия назад с Михаилом Ульяновым в заглавной роли. Появление этого спектакля на сцене Вахтанговского театра можно назвать отчасти непредвиденным. Художественный руководитель театра Римас Туминас предложил художественному руководителю Тбилисского академического русского драматического театра им. А.С. Грибоедова Автандилу Варсимашвили поставить спектакль по своему выбору. Режиссер выбрал «Ричарда III». Роли в этом спектакле традиционно играют возрастные артисты, но грузинский режиссер пригласил в свою постановку молодых артистов труппы театра имени Вахтангова, обосновав свой выбор так: «Шекспиру требуются особенные актеры, которые умеют молниеносно меняться. Ведь театр Шекспира - это театр лицедеев, способных мгновенно сбрасывать с лица одну маску и тут же надевать другую. Ему в отличие от других авторов не нужна обычная психологическая правда - ему нужна только театральная правда».
На главную роль режиссер выбрал Максима Севриновского, артиста мощного и яркого таланта, как ни странно, до сих пор невостребованного кинематографом. Так что выбор режиссера артиста обрадовал невероятно, хотя в театре имени Вахтангова он занят сразу в нескольких ярких спектаклях. Но об этой роли, по его признанию, мечтал со студенческих лет: «На первом курсе в институте для показа я выбрал отрывок с леди Анной из «Ричарда III». Уже тогда я понял, что мне хотелось бы в своей жизни сыграть две роли: Сирано де Бержерака и Ричарада III. Я понимал, что такую роль нужно играть очень отчаянно и очень честно. Ричард хочет власти, хочет, чтобы его полюбили, ведь никто не воспринимает его всерьез». И все это артисту удалось воплотить на сцене. Он играет действительно отчаянно. Взять хотя бы выбранную им походку человека не просто горбатого и хромого, но явно с недугом, который сегодня называют полиомиелитом. Весь спектакль ему приходится передвигаться именно как больному с таким диагнозом, на полусогнутых, вывернутых ногах. Нагрузка невероятная. Кроме того, надо еще и передать эмоции, обуревающие этого горбуна, который поставил целью стать главным правителем Англии. Злодей, лишенный совести, идущий от одного убийства к другому, и вместе с тем психологически точно разработанный характер талантливого и умного человека – таким получился Ричард III у Максима Севриновского. Его герой, кажется, должен вызывать исключительно негативные чувства. Но, как ни странно, порой ему даже сочувствуешь. Будем считать, что в чем-то артисту помог «амулет», бережно хранимый в театре раритетный меч, с которым в этом спектакле когда-то на сцену выходил Михаил Ульянов.
Горбун добился своей цели, убирая с пути одного за другим как своих соперников, родных братьев, короля Эдуарда IV и Георга, так и тех, кто был ему предан и помогал в этом восхождении. Итог всем известен: Ричард, герцог Глостер по рождению, ставший королем Ричардом III, оказался в полном одиночестве. Его окружением стали тени убитых им людей, которые приходят в видениях, вместе с кошмарным сном, где его низвергают с трона. Но он все еще готов сражаться. У всех на слуху ставшая хрестоматийной фраза из финала трагедии: «Коня! Коня! Полцарства за коня!»
У режиссера получилось передать дух Шекспира – ту самую «театральную правду». «Ричард III» в постановке Автандила Варсимашвили - это настоящий театр, сильный по эмоциональному воздействию и стильный по сценическому решению (художник-постановщик Мирон Швелидзе). Стильно решены и костюмы героев (художник по костюмам Тео Кухианидзе). Выбранные им всего два цвета – серый и черный – абсолютно соответствуют духу трагедии. Но в театре в последнее время стало некоей модой одевать героев в длинные пальто и солдатские ботинки, особенно если речь идет о постановках таких классиков, как Шекспир или Мольер. Очевидно, это самый простой способ показать вневременность гениальных творений далекого прошлого. Так что в этом смысле решение художника не отличается оригинальностью. Но что достойно высшей похвалы, так это работа гримера Ольги Калявиной. Маски-грим, которые она подобрала для каждого героя, делают образы не просто театральными, но и невероятно выразительными. Еще один важный компонент спектакля – блестящий подбор музыки (музыкальное оформление Элисо Орджоникидзе). Сценическое оформление спектакля лаконично: трон, помост, стена. И в то же время в нем есть оригинальные режиссерские находки. Например, в помосте есть секции-ящики, которые по ходу действия служат для героев укрытием, а потом становятся для них могилами.
«Ричард III» у Шекспира одна из самых «длинных» пьес. Спектакль идет 3 часа, при этом ни на минуту не отпуская зрителя. Так что артистам приходится выкладываться по полной программе. Хороша Ольга Тумайкина в роли герцогини Йоркской, матери трех братьев: короля Эдуарда IV (артист Игорь Карташёв) и Георга (артист Юрий Поляк), убитых младшим братом Ричардом. Остается в памяти и образ леди Анны (актриса Полина Чернышова), которую выбрал в жены Ричард. Она, похоже, сумела его даже полюбить, но он из практических соображений легко и от нее избавился. Запоминающимся получился архиепископ Кентерберийский у заслуженного артиста России Анатолия Меньщикова. Впрочем, и в выборе молодых артистов на остальные роли режиссеру нужно отдать должное - каждый оказался на своем месте. И главное, каждый сумел проявить себя в столь непростом спектакле.
Материалы по теме
«Маленькие трагедии» в Гоголь-центре
21 сентября 2017 / Эвелина ГурецкаяВ новой постановке русской классики Кирилл Серебренников соединил, казалось бы несоединимое - Пушкина и рэп.
КомментироватьИван Янковский сыграл в спектакле «Утиная охота»
25 сентября 2017 / Эвелина ГурецкаяЛучшего исполнителя роли «Зилова нашего времени» трудно и представить - так точен Янковский в каждой интонации.
Богомолов и пустота
09 октября 2017 / Эвелина ГурецкаяКонстантин Богомолов поставил спектакль «Волшебная гора» по роману Томаса Манна, где романа практически нет.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: