Московский театр «Современник» отметил свое 60-летие

Московский театр «Современник» отметил свое 60-летие
Галина Волчек, Олег Табаков, Валентин Гафт.

14 мая на Триумфальной площади прошел грандиозный праздник: XVI Открытый Фестиваль Искусств «Черешневый лес» отметил 60-летие Московского театра «Современник».

Стараниями Михаила Куснировича, учредителя этого фестиваля, кстати, мечтавшего в юности стать кинорежиссером, Триумфальная площадь на один вечер погружала гостей в атмосферу 60-х годов. Под сенью цветущих черешневых деревьев – качели, театральные тумбы, мороженщицы и сладкая вата. Девушки в пышных юбках и ярких блузках и молодые люди в брюках-дудочках и галстуках – «селедках» танцевали под звуки духового оркестра. У подножия памятника Маяковскому молодые артисты театра «Современник» читали стихи, как это происходило едва ли не каждый вечер в годы «оттепели», когда Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Роберт Рождественский собирали здесь толпы слушателей.

Евгений Евтушенко

 И хотя официальной датой рождения  театра считается 15 апреля - день первой премьеры спектакля «Вечно живые» - масштабное празднование юбилея состоялось хоть и спустя месяц, но зато на том самом месте, где кода-то располагался сам театр.  Именно на этой площади нашел он свое первое пристанище. Правда, тогда это место именовалась площадью Маяковского. Да и сам театр вначале назывался «Студией молодых актеров при МХАТе». Ее возглавил актер и режиссер Центрального детского театра, выпускник «мхатовской» школы Олег Ефремов. Он собрал команду единомышленников из недавних выпускников Школы-студии МХАТ: Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков. Они создавали новый театр, основанный на ансамбле, стремились вернуть на сцену живого человека, чтобы зритель всегда узнавал себя. Еще говорить с современниками на понятном им языке. Тогда это был первый в стране театр, возникший по инициативе «снизу». В основу репертуара легли пьесы современных авторов – Володина, Розова, Вампилова, Рощина, Шукшина. Очень скоро театр стал любимым среди молодежи и интеллигенции. Молодые актеры мечтали попасть в его труппу, куда пришли чуть позже Валентин Гафт и Олег Даль, Юрий Богатырев и Татьяна Лаврова.

На вопрос THR к композитору Владимиру Дашкевичу, который активно пишет музыку для кино: – А вы часто бывали тогда в «Современнике»? – он ответил: «Да я оттуда можно сказать не вылезал. Написал музыку к нескольким спектаклям». Михаил Куснирович признался, что впервые побывал в «Современнике» уже в его новом здании, на Чистых Прудах, на спектакле «Двое на качелях», поставленном Галиной Волчек. «Это была моя первая режиссерская работа, - рассказала THR нынешний Художественный руководитель театра . – Я страшно волновалась. Да я и сейчас волнуюсь. Особенно за молодежь. Но я люблю молодым давать дорогу на сцену — и артистам, и режиссерам». Галина Волчек стала художественным руководителем «Современника» после того, как в начале 70-х Олег Ефремов возглавил МХАТ. Уход Ефремова многие тогда восприняли как конец «Современника». Но Галина Борисовна, талантливейшая актриса, оказалась не только талантливым режиссером, но и успешным продюсером, менеджером, антрепренером, в разные годы охотно уступая место режиссера Георгию Товстоногову, Леониду Хейфецу, Валерию Фокину, Марлену Хуциеву, Анджею Вайде, Евгению Арье. Событие на Триумфальной она, конечно, не могла пропустить.

Сергей Гармаш.

Рядом с ней сели те, кто стоял у истоков «Современника»: Олег Табаков и Валентин Гафт. Нынешние звезды театра - Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Алена Бабенко, Ольга Дроздова, Артур Смольянинов  - честь и слава российского кинематографа, держались чуть поодаль, «во втором ряду». Но чуть позже все они вышли на сцену в виде ракушки -  опять-таки дань 60-м – и читали стихи вместе со своими молодыми коллегами. А открыл вторую поэтическую часть вечера Евгений Евтушенко: «А помните в театре «Современнике» мы стали наших современников лепить?»

Сергей Шакуров с супругой.

 Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон», 10 лет был артистом труппы этого театра. А один из основателей «Современника», Олег Табаков, сначала стал создателем «Табакерки», а позднее еще и возглавил МХТ имени Чехова.

Константин Райкин

В «Современнике» подсчитали, что за 60 лет 346 актеров сыграли почти 19 000 спектаклей для более  чем 10 миллионов зрителей. Серьёзную круглую дату отмечают сообразно духу театра – свежим спектаклем. «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» - постановка Марины Брусникиной по пьесе молодого драматурга из Екатеринбурга Анны Батуриной. Это пронзительная история любви, начавшейся на войне и так причудливо продолжившейся в мирное время. 16 мая на Другой сцене «Современника» состоится еще одна премьера, подготовленная специально для фестиваля «Черешневый лес». Это будет клубный вечер «Неформат», который пройдет впервые в истории и театра и фестиваля. Автором идеи выступил Сергей Гармаш.

 

 

Материалы по теме

  • Окрыленные успехом: Рекордсмены премии «Золотой орёл», в число которых входят Ксения Раппопорт и Андрей Звягинцев

    22 января 2013 / Редакция THR Russia

    За десять лет, что вручается кинопремия «Золотой орёл», появилось немало её лауреатов, которым для демонстрации полученных за их актёрские, режиссёрские и сценарные работы крылатых статуэток уже не хватит рук. Пока в списке лидеров — обладателей трёх «орлов» — семеро. Возможно, в этом году в нём окажутся и новые имена.

    Комментировать
  • Торжественное закрытие III Летней киноакадемии Никиты Михалкова

    04 августа 2014 / Редакция THR Russia

    2 августа в городе Павлово подвела итоги третья Летняя киноакадемия Никиты Михалкова. На закрытии выпускники представили 3 короткометражных фильма и получили сертификаты об окончании курса.

    Комментировать
  • Как снимали драму «Ленинград 46» с Сергеем Гармашем

    23 марта 2015 / Михаил Рузманов

    В телефильме канала НТВ «Ленинград 46», который выходит на экраны 23 марта, Сергей Гармаш играет бывшего преподавателя литературы Игоря Данилова, ставшего по воле судьбы одним из самых опасных преступников. THR побывал на съемках драмы о послевоенном уголовном мире Ленинграда, которую авторы обещают сделать максимально жизненной.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора