Одиночество женщины

Одиночество женщины
Чулпан Хаматова в спектакле «Две комнаты»

Чем интересны практически все спектакли «Гоголь-центра», так это своей неожиданностью. Независимо от того, ставит ли их художественный руководитель Кирилл Серебренников или приглашенные им режиссеры. Драматургическое и сценическое решение всегда удивляет и дает пищу и для ума, и для воображения. Таков и новый спектакль «Две комнаты» в постановке режиссера-хореографа Евгения Кулагина. Именно хореография, движение — один из важнейших компонентов этого необычного спектакля. И еще две великолепные актрисы — Чулпан Хаматова и Инга Оболдина, без которых эта постановка вряд ли бы получилась, какой ее задумывал режиссер.

По его признанию, это спектакль-импровизация. В его создании участвовали все артисты, и в первую очередь исполнительницы главных ролей. Поначалу была лишь идея: на сцене две комнаты и две их обитательницы. Надо было показать зрителю две жизни, которые проходят параллельно, не пересекаясь. С этой идеей режиссер пришел к драматургу Евгению Казачкову, и вместе они решили: сначала надо найти двух актрис, и делать спектакль совместно. Чулпан Хаматова и Инга Оболдина дружат еще со времен учебы в ГИТИСе, но выходить на сцену вдвоем прежде им не доводилось. Когда режиссер поделился с ними своей идеей, они согласились, не раздумывая. Знали, что в спектакле друг друга даже не увидят. Но надо было добиться взаимодействия в предлагаемых обстоятельствах, что и было интересно.

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина

Для обеих это был эксперимент. «Для меня это вообще новый мир, — рассказала народная артистка России Чулпан Хаматова. - Это ткань, которая соткана из импровизаций. Когда ты импровизируешь, особенно с партнерами, ты никогда не знаешь, что тебя ждет дальше. Сама импровизация — отличная, веселая. Чудовищность ситуации состоит в том, что тебе потом надо это повторить».

Героини — две обычные женщины, живущие по соседству: стена разделяет их жилища. Они не знакомы, у каждой своя жизнь, точнее, иллюзия жизни, которую в течение двух часов наблюдают зрители. Складывается впечатление, что и сами героини уже не знают, где реальность, в которой они существуют, а где их фантазии или воспоминания. Все действие укладывается в одну ночь накануне полного солнечного затмения. Это природное явление издревле воспринималось людьми как нечто мистическое — мистическими воспринимаются и появляющиеся в ходе действия персонажи, буквально «из всех щелей» — из приоткрытого шкафа, из окон, некоторые и вовсе сначала позвонят в дверь… Что это? Кто они? — словно вопрошают героини спектакля, а вместе с ними и зрители. Всего лишь «скелеты в шкафу» или существа из иных измерений? И лишь в финале все получат ответ на этот вопрос.

Фото: Ира Полярная

«Это больше чувственная история, — считает заслуженная артистка России Инга Оболдина. - История наших мыслей, страхов, наших чаяний, надежд, мечтаний. Очень мало текста, очень мало реплик, потому что они не нужны. Когда мы боимся, мы больше молчим. И когда радуемся до безумия, тоже нас постигает какая-то пауза». Текста в спектакле гораздо меньше, чем собственно действия. Да и сам текст, по признанию драматурга, тоже был своего рода импровизацией. Он писал тексты для героев по ходу репетиций, когда режиссеру казалось, что в определенных местах слова просто необходимы. Добавим, что в спектакле вместе с Хаматовой и Оболдиной заняты ведущие артисты театра, среди которых и неподражаемые Один Байрон, Гоша Кудренко, Евгений Романцов.

Сценическое решение напоминает кинематограф: приемы монтажа, присутствующие на сцене камеры, ведущие съемку и транслирующие ее на экран. Режиссер перед началом спектакля, на традиционной для этого театра «встрече со зрителями», сравнил свое творение с одним из самых загадочных фильмов Дэвида Линча «Малхолланд драйв». И какие-то параллели с этой картиной в его спектакле, безусловно, есть. Но никакой талант режиссера-мужчины, никакие даже самые удачные тексты, написанные мужчиной-драматургом, не смогли бы сделать этот спектакль такой пронзительной историей о женском одиночестве, какой ее сделали женщины-актрисы. Только им ведомы чувства живущей ожиданием женщины. Ожиданием свидания с возлюбленным и его решительных поступков, как у героини Чулпан Хаматовой. Или ожиданием исчезнувшего сына, которым живет героиня Инги Оболдиной. И того ожидания Любви, которым живет любая женщина, тоскуя по мужской ласке, по прикосновению мужской руки, по встрече с тем единственным, который именно ей предназначен. Но он, увы, так и не приходит. А если приходит, то лишь во снах или фантазиях, когда каждую ночь приходится ложиться в одинокую постель. А память хранит и неудачные романы, и несчастливый брак, и все те горькие разочарования, через которые пришлось каждой пройти. Если мужчины все со своими тараканами в голове, если матери не отпускают своих дочерей, манипулируя ими и заполняя их головы своими представлениями о жизни, — куда идти? Кому отдавать свою нерастраченную нежность? Разве что домашнему питомцу, верному псу или коту.

Грустная история. Но рассказанная так весело, с такой безудержной фантазией, которая воспринимается поначалу как некий гротеск и даже абсурд. Тем она и интересна. Впрочем, каждый увидит эту историю по-своему. Кто-то в зале безудержно хохотал, а кто-то явно скучал, то и дело поглядывая на часы. Но таких были единицы. У «Гоголь-центра» своя публика, проверенная временем, готовая разделить с этим театром и все выпавшие на его долю испытания, и радость от каждой новой премьеры.

Материалы по теме

  • Чулпан Хаматова в проекте «Звезда» «Гоголь-центра»

    27 апреля 2017 / Эвелина Гурецкая

    THR сходил на спектакль «Звезда», который посвящён судьбам и творчеству пяти великих русских поэтов ХХ века: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Михаила Кузмина и Владимира Маяковского.

    Комментировать
  • «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре

    21 сентября 2017 / Эвелина Гурецкая

    В новой постановке русской классики Кирилл Серебренников соединил, казалось бы несоединимое - Пушкина и рэп.

    Комментировать
  • Форель разбивает лед в «Гоголь-центре»

    12 марта 2018 / Эвелина Гурецкая

    В течение двух сезонов в «Гоголь- центре» один за другим выходили спектакли проекта «Звезда», объединившие пять поэтических судеб. Особое место в этом ряду занимает посвящение поэту «Серебряного века» Михаилу Кузмину - «Кузмин. Форель разбивает лед».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора