Канны 2018: Чистые глазенки

Канны 2018: Чистые глазенки
Актер Зейн аль Рафиа и режиссер Надин Лабаки

71-й Каннский кинофестиваль открылся фильмом Асгара Фархади «Все знают» с похищением ребенка в основе сюжета — пусть довольно взрослого, но все же ребенка. Так всю дорогу фестиваль и продолжал. Важная его тенденция в этом году — фильмы, касающиеся отношений внутри семьи и с детьми, новых семей, формирующихся уже не по родственному признаку, дети, пытающиеся выжить, иногда — сами, без взрослых.

«Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды, победившие в Каннах — как раз о том, как можно выбирать себе семьи. Будем надеяться, что он появится в российском прокате, а значит, обойдемся без спойлеров. Отмеченный призом жюри «Капернаум» Надин Лабаки весь построен на взгляде на главного героя как на взрослого, только маленького размера и совсем без прав. Этот фильм можно было бы счесть спекуляцией на трагически и чистых детских глазах в кадре, если бы все то, что в «Капернауме» показано, не происходило прямо сейчас, а числящиеся в титрах пятеро сценаристов не собирали реальные истории. Если бы сыгравшие детей дети в чем-то не повторили в свое время судьбу своих персонажей.

Композитор Халед Музаннар, актер Зейн аль Рафиа и режиссер Надин Лабаки

Награду за сценарий разделили Аличе Рорвахер и ее «Счастливый Лазарь» и «Три лица» Джафара Панахи. Панахи снял фильм о девочке, которая хочет стать актрисой, а родители намерены отдать ее замуж, и в первых кадрах эта девочка вообще вешается. Самал Еслямова получила награду за женскую роль в фильме «Айка» Сергея Дворцевого. Ее героиня — киргизка, которая родила ребенка и оставила его в роддоме.

Еще в конкурсной программе были «Судный день» А. Б. Шоки, один из героев которого — подросток, сам выбравший себе в близкие обитателя лепрозория. Дети, взятые в план исламистами, брали в руки автоматы в довольно ужасном фильме Евы Юссон о сражающихся курдянках «Дочери солнца».

Ну и, конечно, Ларс фон Триер и его внеконкурсный «Дом, который построил Джек» — отдельная история: у него среди прочего детей убивают, а затем делают из их мертвых тел инсталляции.

Ларс фон Триер и Мэтт Диллон на премьере «Дом, который построил Джек»

Основные итоги Канн примерно следующие:

Награды нынешнее Каннское жюри раздало, стараясь никого не обидеть. Один приз разделили на двоих, «Специальную Золотую пальмовую ветвь» придумали для Жан-Люка Годара, который есть национальная гордость Франции, Золотой Пальмовой ветви при этом не имел, а в нынешнем году исполнилось полвека с тех пор, как вместе с боевым товарищами он сорвал Канны.

Отлично выступили итальянцы, показав очень разное, но совершенно грандиозное кино. В итоге награда за мужскую роль досталась сыгравшему у Маттео Гарроне в «Догмэне» Марчелло Фонте, маленькому человеку с улыбкой Фернанделя, а приз за сценарий — «Счастливому Лазарю» Аличе Рорвахер.

Марчелло Фонте и Самал Еслямова

Спайк Ли привез в Канны «Черного клановца», и это его лучший за долгие годы фильм, так что гран-при фестиваля, то есть фактически второе место — это более чем справедливо.

За Надин Лабаки, которую обвиняли в спекуляции и одновременно называли блистательной и прочили золото Канн, даже переживать не хочется. У нее впереди оскаровская кампания, которую, как пишут, купившая фильм еще до фестиваля Sony Pictures Classics намерена проводить очень серьезно. Однако обидно за Аличе Рорвахер, которая сняла свой лучший фильм и вообще большое кино в контексте истории национальной кинематографии, но получила за это каннскую награду ниже той, что уже получала когда-то. И уж совсем обидно за «Пылающего» Ли Чхан-дона, обладателя рекордного рейтинга фестивальной прессы. Это определенно один из лучших фильмов фестиваля, который от жюри наград вообще не получил, оставшись лишь с призом международной федерации кинокритики и кинопрессы FIPRESCI.

И напоследок — о втором каннском конкурсе, программе «Особый взгляд». В этом году тут победила роскошная шведско-датская «Граница» Алли Аббаси, искуснейшая история про таможню, троллей и педофилов, которая уже куплена в российский прокат. Еще один фильм на слуху — бельгийская «Девочка» о девочке, которая мечтает стать балериной, но родилась мальчиком. Автор фильма Лукас Донт получил за это кино «Золотую камеру» Канн за лучший дебют.

И вот еще пять фильмов «Особого взгляда», которые интересно смотреть, но можно случайно пропустить.

«В моей комнате» (In My Room), Ульрих Кёлер

Важнейший представитель «берлинской школы» Ульрих Кёлер снял фильм о довольно жалком телеоператоре, который вдруг оказывается один на белом свете и обретает внешнее и внутреннее достоинство, сконцентрировавшись на чем-то очень простом. Помимо интересного сюжета — отличные детали насчет того, как практически устроить свою жизнь после конца света.

«Ангел» (El Ángel), Луис Ортега

От продюсера Педро Альмодовара. Основанная на реальных событиях история аргентинского убийцы Карлоса Робледо Пуча, которому с юности нравилось грабить и убивать, который не видел разницы между своим и чужим и предпочитал сам выбирать себе родню. В главной роли — красавчик Лоренцо Ферро.

«Щекотка» (Les Chatouilles), Андре Бескон, Эрик Метайе

История о танцовщице, которая ходит к психоаналитику, потому что в детстве она была совращена соседом, другом родителей. Необязательное, но изумительно сконструированное кино, с танцами, с пересечением времен, в котором к тому на заднем плане замечательные французские актрисы Карин Вьяр и Кароль Франк.

«Ангельское личико» (Gueuele DʼAhge), Ванесса Филхо

История маленькой девочки, чья мама работает дорогой проституткой, все время тусуется, девочка регулярно оказывается с ней на вечеринках, активно пробует алкоголь, остается одна, пытается найти себе новую семью. Девочка замечательная, а в роли мамы — Марион Котийяр.

«На коленях парней» (A genoux les gars/Sextape), Антуан Дерозьер

Французская драмеди, грубая жесткая, временами бессмысленная, рассказывающая о мужском принуждении и давлении буквально с юности. Не была бы так интересна, если бы ее героями не были французские мусульмане. Таких мусульман в кино увидишь редко.

Материалы по теме

  • Канны 2018: черный клановец и неистовый Ларс

    15 мая 2018 / Редакция THR Russia

    Ларс фон Триер прощен, Кристен Стюарт снова прошла по красной дорожке босиком.

    Комментировать
  • Канны 2018: Российское кино увидят в 100 странах мира

    18 мая 2018 / Редакция THR Russia

    На Каннском кинорынке Marche du Film мировые закупщики проявили наибольший интерес к российскому хоррору, фантастике, приключенческому экшену и анимации.

    Комментировать
  • Канны 2018 раздали призы: лучшим фильмом стали японские «Магазинные воришки»

    19 мая 2018 / Редакция THR Russia

    Фильм Кирилла Серебренникова получил лишь приз за саундтрек.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора