- Главная
- →
Культура- →
Рецензия: «Девичник над вечным покоем» с Юлией РутбергРецензия: «Девичник над вечным покоем» с Юлией Рутберг
Эвелина ГурецкаяВ театре имени Вахтангова с успехом идет трагикомедия на тему, близкую многим немолодым женщинам – о трех вдовушках в возрасте 50+, общающихся с умершими супругами.Диву даешься, как изобретательны порой бывают драматурги, давая название своим пьесам. Известный комедиограф наших дней, американец Айвэн Менчелл одну из своих пьес назвал «Кладбищенский клуб». В 1993-м эта пьеса в Америке была экранизирована, причем под тем же названием. А спустя десятилетие появилась на наших театральных подмостках, правда, с названием более оптимистичным - «Девичник над вечным покоем». История трех вдовушек в возрасте «за 50». Молодость ушла, а жить как-то надо, вот они и придумали свой способ выживания.
Впервые этот спектакль появился в столичном театре имени Пушкина в 2006 году, и хотя отношение к нему у зрителей далеко неоднозначное, билеты исправно раскупаются. Значит, постановку можно считать успешной, а сейчас для любого театра успех у зрителей - задача первоочередная. По этой ли причине, по какой-либо иной, но теперь посмотреть на «Девичник» приглашает публику еще и театр имени Вахтангова. Это первая премьера вахтанговцев на основной сцене, в постановке творческой команды из Литвы во главе с режиссером Альгидасом Латенасом, художественным руководителем Молодежного театра в Вильнюсе.
«Передо мной была поставлена задача сделать зрительский спектакль, и я выбрал именно эту пьесу, поразившую меня своей современностью - так объясняет свой выбор режиссер-постановщик. - В ней рассказывается о людях, которые несут свет, помогают своим существованием окружающим. Они остаются вечно молодыми. Об этом важно рассказать сегодня, когда быстро «списывают» людей в возрасте, и получается, что мир существует только для молодых». Из аннотации к спектаклю можно узнать следующее: три разные женщины, три подруги в возрасте « 50+»– Ида (Юлия Рутберг), Люсиль (Марина Есипенко) и Дорис (Ольга Чиповская) придумали свой рецепт выживания после смерти своих супругов. Они создали клуб и каждый месяц обираются на кладбище, чтобы побеседовать с умершими мужьями и об умерших мужьях, потому и называют свой клуб «Девичник над вечным покоем». Сразу приходят на ум популярная в последнее время и, надо признать, интригующая тема: «сознание человека не умирает после его физической смерти». И если эзотерики утверждали этот постулат веками, то теперь его подтверждают уже и ученые. Общение с умершими родственниками в этом случае вполне оправданно – они всегда с нами. Именно с целью разобраться во всем этом кто-то из зрителей, очевидно, и придет на этот спектакль. В реальности же на сцене тема эта не заявлена, хотя и предполагается, уверен режиссер-постановщик: «Сознание после смерти не умирает – я всегда изнутри это чувствовал. Просто неинтересно было бы жить, если бы не было веры в существование «там». Жили бы в страхе, с осознанием, что жизнь конечна. А так можно себя усовершенствовать, зная, что «там» в этом случае будет лучше. И пьесу эту я выбрал не случайно. В ней за словами есть большие просторы для размышлений».
Увидят ли зрители эти просторы, наблюдая за происходящим на сцене, большой вопрос. Но сама тема близка и понятна многим немолодым женщинам, которым приходится в одиночестве коротать свой век: мужчины, как правило, уходят из жизни раньше. Спектакль по сути своей незатейлив, развитие сюжета предсказуемо: одна из вдовушек, Люси, быстро смирилась со смертью мужа и в поисках достойного спутника жизни пытается экстравагантными нарядами привлечь внимание мужчин. Другая, Дорис, наоборот, на своей жизни поставила крест и всей душой устремлена туда, где нашел свой «вечный покой» ее единственный. И лишь третья, Ида, оказалась самой мудрой, способной принять жизнь такой, какая она есть со всеми ее потерями. Именно она, неожиданно и для себя, и для подруг, встречает свою позднюю любовь. Нетрудно догадаться – где. Конечно же, на кладбище, в лице вдовца по имени Сэм. Пьеса эта, по сути своей, - трагикомедия. В ней, как это свойственно любому произведению Айвэна Менчелла, много юмора. Вспомнить хотя бы так популярный у нашего зрителя телесериал «Моя прекрасная няня». Именно Менчелл был автором его американского прототипа, покорившего американцев в далеком 93-м году.
Но юмор «Девичника» весьма специфичен. По меткому замечанию одного из журналистов, «шутки из категории 50+ молодежь вряд ли поймет». Так и хочется повторить вслед за ведущими одной телепередачи: «не хотелось бы никого обидеть», но если бы режиссер привнес в свою постановку побольше элементов развлекательных, спектакль от этого только бы выиграл. Надо видеть, с каким восторгом отзывается зал на редкие элементы театральности, когда развеселившиеся за бокалом-другим вина вдовушки пускаются с песнями в пляс. Бесконечные разговоры героев на фоне весьма скромных декораций, признаться, утомляют. Хотя игра занятых в спектакле актрис безупречна: каждая из них создала неповторимый характерный образ. Впрочем, зрители из категории «50+» на этот спектакль, безусловно, пойдут. В театрах все больше экспериментов и всяческих технологических ухищрений. А большая часть поклонников театра имени Вахтангова - это все-таки старшее поколение, им привычнее вот такие постановки «без затей», когда, глядя на сцену, можно просто и погрустить и посмеяться. По окончании спектакля почтенная публика выходит из зала вполне удовлетворенной зрелищем. Наверное, именно это и называется «зрительский успех».Материалы по теме
Телеканал НТВ презентовал новое издание книги «Хождение по мукам»
11 сентября 2017 / Редакция THR RussiaТимур Вайнштейн, Юрий Сапронов и Юлия Снигирь рассказали о новой жизни проекта.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: