Рецензия: «Девичник над вечным покоем» с Юлией Рутберг

Рецензия: «Девичник над вечным покоем» с Юлией Рутберг

Диву даешься,  как изобретательны порой бывают драматурги, давая название своим пьесам.  Известный комедиограф наших дней,  американец  Айвэн Менчелл одну из своих пьес назвал «Кладбищенский клуб». В 1993-м эта пьеса в Америке была экранизирована, причем под тем же названием. А спустя десятилетие появилась на наших театральных подмостках, правда, с названием более оптимистичным - «Девичник над вечным покоем».  История трех вдовушек в возрасте «за 50». Молодость ушла, а жить как-то надо, вот они и  придумали свой способ выживания.

Впервые этот спектакль появился в  столичном театре имени Пушкина в 2006 году, и хотя отношение к нему у зрителей далеко неоднозначное,  билеты исправно раскупаются. Значит, постановку можно считать успешной, а сейчас для любого театра успех у зрителей - задача первоочередная.  По этой ли причине, по какой-либо иной, но теперь  посмотреть на  «Девичник» приглашает  публику  еще и  театр имени Вахтангова.   Это первая премьера вахтанговцев на основной сцене,  в постановке творческой команды из Литвы   во главе с  режиссером Альгидасом  Латенасом, художественным руководителем  Молодежного театра в Вильнюсе.

Сцена из спектакля "Девичник над вечным покоем"
Сцена из спектакля "Девичник над вечным покоем"


 «Передо мной была поставлена задача сделать зрительский спектакль, и я выбрал именно эту пьесу, поразившую меня своей современностью -  так объясняет  свой выбор режиссер-постановщик. - В ней рассказывается о людях, которые несут свет, помогают своим существованием  окружающим. Они  остаются вечно молодыми. Об этом важно рассказать сегодня,  когда быстро «списывают» людей в возрасте, и получается, что мир существует только для молодых».  Из  аннотации к спектаклю можно узнать следующее: три разные женщины, три подруги в возрасте « 50+»– Ида (Юлия Рутберг), Люсиль (Марина Есипенко) и Дорис (Ольга Чиповская)  придумали свой рецепт выживания после смерти своих супругов.  Они создали клуб и каждый месяц обираются на кладбище, чтобы побеседовать с умершими мужьями и об умерших мужьях, потому и называют свой клуб «Девичник над вечным покоем». Сразу приходят на ум популярная в последнее время  и, надо признать, интригующая тема:  «сознание человека не умирает после его физической смерти».  И если эзотерики утверждали этот постулат веками, то теперь его  подтверждают уже и ученые. Общение с умершими родственниками в этом случае вполне оправданно – они всегда с нами.  Именно с целью разобраться  во всем этом кто-то из зрителей, очевидно,  и  придет  на этот спектакль.  В реальности же  на сцене тема эта не заявлена, хотя и предполагается, уверен   режиссер-постановщик: «Сознание после смерти не умирает – я всегда изнутри это чувствовал. Просто неинтересно было бы жить, если бы не было веры в существование «там». Жили бы в страхе, с осознанием, что жизнь  конечна.  А  так можно себя усовершенствовать,  зная, что «там» в этом случае будет лучше. И пьесу эту я выбрал  не случайно.  В ней за словами есть большие просторы для размышлений».

Увидят ли зрители эти просторы, наблюдая за происходящим на сцене,  большой вопрос. Но сама тема близка и понятна многим немолодым женщинам, которым приходится в одиночестве коротать свой век: мужчины, как правило, уходят из жизни раньше. Спектакль по сути своей незатейлив, развитие сюжета предсказуемо: одна из вдовушек, Люси, быстро смирилась со смертью мужа и в поисках достойного спутника жизни пытается  экстравагантными нарядами привлечь внимание мужчин.  Другая,  Дорис, наоборот,  на своей жизни поставила крест  и всей душой устремлена туда, где нашел свой «вечный покой» ее единственный. И лишь третья, Ида,  оказалась самой мудрой, способной принять жизнь такой, какая она есть со всеми ее потерями.  Именно она, неожиданно и для себя, и для подруг,   встречает свою позднюю любовь. Нетрудно догадаться – где. Конечно же, на кладбище, в лице вдовца по имени Сэм.  Пьеса эта, по сути своей, - трагикомедия. В ней, как это свойственно  любому произведению  Айвэна Менчелла,  много юмора.  Вспомнить хотя бы так популярный у нашего зрителя телесериал «Моя прекрасная няня». Именно  Менчелл  был автором  его американского прототипа, покорившего американцев  в далеком 93-м году.

Сцена из спектакля "Девичник над вечным покоем"
Сцена из спектакля "Девичник над вечным покоем"


Но юмор «Девичника» весьма специфичен. По меткому замечанию одного из журналистов, «шутки из  категории 50+ молодежь вряд ли поймет». Так и хочется повторить вслед за ведущими одной телепередачи: «не хотелось бы никого обидеть», но если бы  режиссер привнес в свою постановку побольше элементов развлекательных, спектакль от этого только бы выиграл.  Надо видеть, с каким восторгом отзывается зал на редкие элементы театральности, когда развеселившиеся за бокалом-другим вина вдовушки  пускаются с песнями в  пляс. Бесконечные  разговоры  героев на фоне весьма скромных декораций, признаться, утомляют.  Хотя игра занятых в спектакле актрис безупречна: каждая  из них создала неповторимый характерный образ. Впрочем,  зрители из  категории  «50+» на этот спектакль, безусловно, пойдут. В театрах все больше экспериментов и всяческих технологических ухищрений. А большая  часть поклонников  театра имени Вахтангова  - это все-таки старшее поколение, им привычнее вот такие  постановки «без затей», когда, глядя на сцену, можно просто и погрустить и посмеяться. По окончании спектакля почтенная публика выходит из зала вполне удовлетворенной зрелищем. Наверное, именно это и называется «зрительский успех».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus