Рецензия: «Метаморфозы» в Академии Никиты Михалкова

Рецензия: «Метаморфозы» в Академии Никиты Михалкова
Никита Михалков.

Итогом первого учебного года в Академии Никиты Михалкова стал  спектакль «Метаморфозы», литературно-сценический коллаж по мотивам произведений А.П. Чехова и И.А.Бунина. На сцене Театра киноактера, где, собственно, и располагается Академия, зрителям была представлена генеральная репетиция. «Мы хотим приоткрыть для вас завесу нашей внутренней академической  лаборатории, предоставить уникальную возможность прикоснуться к процессу рождения спектакля, формирования его внутреннего и внешнего сценического облика»,— так пояснил Никита Михалкова это свое решение. Сам выступил в роли художественного руководителя  спектакля. А в качестве режиссеров–постановщиков были приглашены люди,  известные в мире кино и театра: актер, режиссер, продюсер Сергей Газаров, заслуженный артист РФ Игорь Яцко, актер, режиссер Александр Коручеков. Режиссер-хореограф – Сергей Землянский, а художник-постановщик – Юрий Купер. Все роли исполняли, естественно, выпускники актерского отделения. По признанию Никиты Михалкова, «Метаморфозы» — это особенный опыт не только для выпускников Академии, но и для него самого.

Просвещенный зритель, получив приглашении на спектакль с таким названием, может подумать, что это «Метаморфозы» Овидия. «Кто придумал такое название и не побоялся при этом подобных ассоциаций?» — с таким вопросом THR обратился к одному из режиссеров спектакля Сергею Газарову. «Никита придумал название, именно «Метаморфозы», потому что все настолько непривычно и неожиданно. Я думаю, все логично и правильно. Ассоциации для того и нужны, чтобы они все рушили. А если все совпадает - это просто неинтересно».

Почти на три часа зрители (в основном это были выпускники Академии и близкие друзья создателей спектакля) погрузились в какую-то невероятную, непривычную и необычную атмосферу. Девять рассказов классиков русской литературы - это девять совершенно разных историй, каждая из которых представляет собой законченное художественное произведение. Они все изумительны – будь то ироничная «Месть» Бунина или «Загадочная натура» Чехова. Но два из них показались мне маленькими шедеврами: это «Беззащитное существо» и «Бабы» по рассказам Чехова. В «Беззащитном существе» на сцене всего два артиста – Оксана Кормишина (Щукина) и  Георгий Кузубов (Кистунов). Их имена стоит запомнить. Они с таким мастерством передали сарказм и понимание человеческой сущности Чехова, что зал то и дело взрывался от смеха. И совершенно противоположное настроение вызвала постановка по рассказу «Бабы» — грусть и даже трагизм истории растоптанной любви и загубленной жизни при практически отсутствующем тексте. Любовь, страсть, внутренние терзания персонажей самого нетипичного для Чехова рассказа выражены исключительно в движении и танце — вся палитра чувств понятна без слов. А «бэкграунд» – деревенские избы и церковь в отдалении, на фоне которых сменяются времена года — дополняют и наполняют воздухом и ощущением скоротечности времени этот мини-спектакль. Черты кинематографа, перенесенные на подмостки, наводят на мысль, что к этому отрывку приложил руку сам Никита Сергеевич. По его собственному утверждению, именно эти произведения Чехова и Бунина и их сценическое решение – выбор самих актеров и режиссеров-постановщиков. Но чувствуется, что ничего не обошлось без его участия, что и подтвердил Сергей Газаров: «Он участвовал во всем процессе, на всех отрывках делал замечания параллельно с режиссерами, без режиссеров, сам несколько отрывков поставил». Так что есть надежда, что Михалков, до сих пор ни разу не обращавшийся к театральным постановкам, попробует себя по-настоящему и в этом качестве.

У выпускников Академии оказался совершенно новый взгляд на способы перенесения классики на сцену. Это выражается и в объемных 3D-декорациях, которые словно бы переносят зрителя в атмосферу произведений Бунина и Чехова, и в том, как разыграны мизансцены, и в элементах хореографии, которые присутствуют в большинстве постановок. По словам Михалкова, «Метаморфозы» — это смелый эксперимент творческой лаборатории Академии, который, как надеется режиссер, станет ценнейшим опытом и для актеров, и для преподавателей актерской мастерской, и для зрителей. Каждый отрывок мастер предварял своим коротким вступлением – формат генеральной репетиции это позволял. Он не рассказывал, о чем пойдет речь, зато говорил с явной любовью о работе с актерами, о мастерстве великих артистов прошлого. И это тоже был своего рода «мастер-класс». Но самый большой мастер-класс знаменитый кинорежиссер преподал тем театральным режиссерам, которые берутся за постановку классических произведений и так переиначивают их на свой лад, что в итоге от них остается одно название, идет ли речь о пьесах Чехова или драмах Достоевского. Вместе с выпускниками творческой лаборатории Академии он показал, что нет никакой необходимости рядить героев из 19-го века в современные одежды. В «Бабах» крестьяне одеты в простые холщовые платья и рубахи, а приказчика невозможно не узнать по его поддевке и хромовым сапогам. В «Легком дыхании» по знаменитому рассказу Ивана Бунина герои одеты в платья и мундиры той же эпохи. Но это нисколько не делает их менее современными.

Материалы по теме

  • Никита Михалков открывает Летнюю киноакадемию

    23 июля 2012 / Илья Кувшинов

    Итогом пилотного проекта станет создание нескольких короткометражных фильмов.

    Комментировать
  • Сразу два российских кинематографиста стали лауреатами премии "Человек года"

    11 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    10 декабря в Храме Христа Спасителя наградили Никиту Михалкова и Владимира Хотиненко

    Комментировать
  • Премьеры недели. Движение трех богатырей: Величайший чудо-юдо

    28 декабря 2017 / Ольга Белик

    Баскетболисты, богатыри, динозавры и циркачи - THR рассказывает, на кого посмотреть в кино на длинных выходных.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus