Рецензия: «Не покидай свою планету» в театре «Современник»

Рецензия: «Не покидай свою планету» в театре «Современник»
Константин Хабенский.

Это история о встрече двух одиноких сердец: оказавшегося в пустыне летчика, чей самолет потерпел аварию, и мальчика с золотыми волосами, прилетевшего на Землю с далекой планеты, где он долго жил в одиночестве. А еще эта история о надежде и вере: все мы одиноки, но, может быть, нам когда-нибудь повезет встретить родную душу, для которой мы станем самым близким, даже главным в жизни существом.

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери входит в список самых читаемых книг на планете. Эту сказку-притчу  можно читать и перечитывать в любом возрасте, каждый раз открывая в ней для себя что-то новое. Вот и в спектакле даже появление Маленького принца можно толковать по-разному. То ли это плод фантазии измученного жарой и жаждой летчика, к которому в грезах явилось чудесное, чистое существо. А может, для летчика экстремальные обстоятельства стали возможностью поговорить откровенно со своей душой. Именно эти разговоры, дающие ответы на самые важные  в жизни вопросы, придают ему сил, укрепляют дух, и он, в конце концов, спасается.

О чем же эти разговоры? О ценностях истинных и мнимых. До прибытия на Землю со своего астероида Б-612 Маленькому принцу довелось побывать на других планетах, где жили самые разные люди. Одно их объединяло – одиночество. На первом астероиде жил Король, для которого высшей ценностью была власть, и он страдал от того, что ему некем повелевать. Но одиночество сделало Короля мудрым: «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты по-настоящему мудр» - напутствует он своего гостя. На второй планете обитал честолюбец. Здесь мальчику с золотыми волосами открылась еще одна истина: тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Это для них самая главная  ценность. На следующей планете жил деловой человек, который постоянно пересчитывал свое богатство – звезды на небе. Он придумал, что владеет звездами, чтобы ощущать себя богатым. «А для чего быть богатым? – спросил его Принц. - Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет» - был ответ. Но что дают человеку власть и богатство, если он остается в одиночестве? Дружба – вот настоящая ценность. Этот урок мальчику преподал Лис.

Константин Хабенский

Об этом  и рассказывает зрителям Константин Хабенский, преображаясь  в каждого из персонажей. Кстати, в этом нет ничего удивительного, уверяет он, рассказывая о том, что было главным для всех создателей спектакля: «Мы каждый день, общаясь с людьми и рассказывая какие-то вещи, все время меняем образы - в зависимости от того, как мы относимся к этим людям. «Маленький принц» в нашем представлении - это диагноз, это какой-то вирус, который поселяется в человеке, и дальше он не может уже смотреть на мир теми глазами, которыми смотрел до этого. Он  становится в хорошем смысле болен. И я всем нам желаю такой болезни». На сцене Хабенский сначала  - авиатор, пытающийся починить свой  самолет. Через минуту он же - Маленький принц, потом – фонарщик, одинокий король, деловой человек, Лис, и  даже роза, волшебный цветок, невесть откуда появившийся на маленькой планете мальчика с золотыми волосам.

Спектакль поставил петербургский режиссер Виктор Крамер. Он же стал автором литературной композиции, сценографом и даже художником по костюмам. Хабенский признался, что без такого режиссера их с Юрием Башметом идея так и осталась бы замыслом. Зрелищности добавляют видеопроекции на экране-заднике: там то переливается всеми цветами текучий песок, то мерцает звездное небо. Планеты, по которым путешествует Маленький принц, словно вырастают на сцене из песка в виде огромных надувных шаров. Когда Летчик надевает себе на плечи один из шаров будто рюкзак, на том проступает надменный профиль монарха. Становится ясно, что это планета, где живет в одиночестве Король. А вот виолончель засветилась теплым оранжевым светом, и понятно без объяснений, что это рыжий Лис. Хабенский-Лис спускается в зал, выбирает случайного зрителя и предлагает подружиться: «Приручи меня. Сделай сначала маленький шажок, и остановись. Потом еще, потом подойди ко мне поближе». И вот они уже обнимаются, значит, подружились. «Узнать можно только те вещи, которые приручаешь,- сказал Лис.- У людей уже не хватает времени что-либо узнавать, они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня».

Сцена из спектакля

И еще одну истину открыл Принцу Лис: « Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Роза  в спектакле - просто черно-белая фотокарточка с красивым женским лицом, которую Летчик достает из кармана и втыкает в песок. А когда Маленький принц узнает, что на Земле, оказывается, видимо-невидимо цветов, на экране загорается множество красных окошек - за каждым из них ждет кого-то своя Роза. «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»

Музыка, да и сам оркестр вместе с Юрием Башметом помогают зрителю погрузиться в атмосферу волшебства, становясь одним из рассказчиков этой истории. Музыкальную партитуру создал композитор Кузьма Бодров, он же сделал аранжировку произведений Брамса и Малера. Спектакль получился невероятным по красоте и пронзительности, так что многие в зале тайком вытирали слезы.  Впервые он был показан на международном фестивале искусств в Сочи. В репертуар Театра "Современник" вошел в рамках проекта «Представляем друзей», так что время от времени Константина Хабенского в спектакле заменяет артист театра Артур Смольянинов.

Константин Хабенский и Юрий Башмет

Материалы по теме

  • Рецензия: «Во всем виноват енот» с Брайаном Крэнстоном

    07 июля 2017 / Todd McCarthy

    Основанная на рассказе Доктороу драма об отце семейства, скрывающемся от всех на чердаке.

    Комментировать
  • Рецензия: «Гоголь. Вий» с Александром Петровым

    05 апреля 2018 / Григорий Черагин

    История новоиспечённого детектива Гоголя становится всё мрачнее и запутаннее.

    Комментировать
  • Рецензия: «Лицо» Малгожаты Шумовской

    29 апреля 2018 / Сергей Сергиенко

    Вполголоса, тихонько и робко о важном.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus