Спектакль «Матрешки на округлости Земли» в театре «Модерн»

Спектакль «Матрешки на округлости Земли» в театре «Модерн»

«Театр это высказывание» - такому принципу следует в репертуарной политике вверенного ему театра «Модерн» его художественный руководитель Юрий Грымов. Таким высказыванием-предупреждением стала первая же его постановка в этом театре по антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Авторским высказыванием уже на другую тему стал и следующий спектакль режиссера – «Матрешки на округлости Земли», премьера которого только что состоялась. Жанр этой постановки сам режиссер определил как «притчу, лирическую комедию». Впрочем, кто-то воспримет этот спектакль как сказку для взрослых. В любом случае, в своих последних работах режиссер все больше тяготеет к театру психологическому, где нет никаких излишеств, где главное - произносимые артистами тексты и их великолепная игра. Три женщины, которые сами себя называют «матрешками» - главные героини нового спектакля. Да еще античные боги, с которыми им предстоит встретиться.

По воле автора пьесы  они предприняли невероятное путешествие – отправились в мир иной. Туда, где вместе с душами умерших обитают всесильные боги, явно подзабывшие о мире земном, в котором без их участия все пошло не так. Вот и решили три «матрешки» напомнить богам об их прямых обязанностях - изменить к лучшему наш несовершенный мир. Сюжет и впрямь сказочный. Зато героини вполне земные женщины, наши современницы. Рожденные в СССР, они никак не могут принять новую реальность. Они словно остались в том мире, которого уже нет, и вместе с которым ушли в небытие истинные человеческие ценности. А ценности нового мира с пластиковыми окнами и плазменными телевизорами им неинтересны. Обстановка квартиры, где начинается действие спектакля, явственно это подчеркивает: старенький ламповый телевизор, одинокий цветок, мебель, которая служит уже много лет, и даже одежда героинь, которую они явно донашивают (художник по костюмам Ирэна Белоусова). Идею перемен одной из них, Матрешке-кудапрёшке (актриса Надежда Меньшова),  подсказали ветер и облака, с которыми она ведет непрестанный разговор: надо вернуть с того света погибшего на войне сына.  Как любящая мать, она готова предложить  взамен себя, чтобы ее мальчик смог вернуться к  жизни.  Ну а две другие «матрешки» просто решили составить ей компанию – все равно в их жизни на этой Земле нет никакого смысла. У Матрешки с музыкальным образованием (Мария Орлова) соседи зачем-то отравили единственное близкое ей существо, упавшего когда-то с небес розового фламинго. С той поры она перестала разговаривать, и бродит неприкаянно с этим фламинго на плечах. Третья героиня, Матрешка-космонавт, самая казалось бы из них благополучная. Но это только с виду. Ее муж уже на том свете, о ней все давно забыли, все лучшее осталось в прошлом. На роль Матрешки-космонавта режиссер пригласил одну из ведущих актрис театра «Сатирикон» Лику Нифонтову. В остальных ролях артисты театра «Модерн». И надо признать,  играют они ярко,  с полной отдачей, каждый сумел создать запоминающийся образ. Будь то ловкий Гермес, посредник между земными женщинами и богами Олимпа в исполнении Александра Горелова, или заслуженный артист России Владимир Левашёв в эпизодической роли  древнегреческого героя Гектора.

По сюжету «три матрешки»  все-таки доберутся до «того света», и силой своей любви сумеют убедить всесильных богов изменить хотя бы что-то  в этом несправедливом мире.  Трогательная, нежная история, которая вызывает у зрителей и смех, и слезы. Нетрудно догадаться, что немало пришедших на спектакль зрительниц всплакнут, узнав в этих героинях себя. Так что не случайно режиссер назвал свой спектакль «притчей», прозвучавшей как его очередное высказывание: что же мы сделали с нашими женщинами?  Мы лишили  их главного – Любви. Занятые преобразованием мира, привнося в него все больше бытовых удобства, современные мужчины заняты исключительно самоутверждением, борьбой за власть и влияние, следствием чего стали непрерывные войны, на которых матери теряют своих сыновей. Но помните, женщины: Боги на вашей стороне! Если жить с верой в невозможное.

Не без труда удалось разыскать во всезнающем Интернете автора пьесы, по которой был поставлен спектакль -  в программке театра «Модерн»  интригующая  запись: «No Name*- Автор придерживается стратегии анонимности». Оказалось, это драматург Екатерина Нарши, чье имя в театральном мире хорошо известно, хотя ее пьесы нельзя назвать очень уж востребованными. Первое, что приходит на ум: очевидно, автор пьесы  с подзаголовком «русский бунт с античным хором» просто не согласен с режиссерской трактовкой: ведь у Грымова получилась явно жизненная трагикомедия. Коллизию с анонимностью разрешил сам автор, появившись на премьере: «В современном информационном мире авторство скрыть невозможно.  Просто проект «Екатерина Нарши» был закрыт в 2013 году, я больше не живу с этим псевдонимом, - призналась драматург Екатерина Селезнева. - Проект закончился естественным образом,  когда я почувствовала,  что у меня появилось имя. Я стала работать с другим именем, для того, чтобы все в жизни было как впервые».  В свою очередь Юрий Грымов рассказал, что пьесу нашел в Сети, где она лежит уже лет шесть: «Пьесу многие читали, даже восторгались, но никто не решался ее ставить, она очень  непростая. Но я выбрал «Матрешек», потому что всегда делаю то, что мне нравится, что мне самому близко. По-другому просто не могу. Я никогда не гонюсь за мнением критиков. Меня радует то, что зал полон. А если зрители в зале плачут, за них надо просто молиться».

 

 

Материалы по теме

  • Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина

    24 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    Знаменитый режиссер поставил малоизвестную пьесу Брехта и превратил ее в зрелищный спектакль на все времена.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus