«С_училища»: счастье всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!

«С_училища»: счастье всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!
Спектакль «С_училища»

В зале нет сцены и света, лишь узкий луч высвечивает четверостишье на меловой доске:

«Мы приходим сюда,

Чтоб цветы положить,

Очень трудно, родная,

Без тебя нам прожить».

Кроме доски из реквизита — парта со стулом да около дюжины бутылок с водой. Перед началом спектакля зрителей предупреждают о нецензурной лексике в пьесе, и лишь затем начинается основное действо.

Спектакль «С_училища»

Как и следовало ожидать, постановка минималистична. Большую часть происходящего, впрочем, не приходится додумывать: действие сопровождается видеорядом на одной из стен, детально иллюстрирующим все события. А иллюстрировать есть что: «С_училища» — пьеса объемная, со множеством локаций и комплексными персонажами. Впрочем, куда важнее здесь именно диалоги, а не действия, и минимализм позволяет куда плотнее сосредоточиться на внутреннем мире героев.

«С_училища», как и многие другие пьесы, рассказывает историю любви, но делает это несколько своеобразно. Андрей Иванов, написавший оригинальный текст, вместе со зрителем путешествует практически на самое дно социальной лестницы, показывая мир гопоты, алкоголиков и торгашей. Вместе с тем движущей силой выступает и другая сторона монеты в лице «камарильи» — особого собрания молодых людей со средствами и связями. И где-то между этих двух миров болтается Сережа — молодой преподаватель философии в местном ПТУ, отчаянно мечтающий вырваться из нищеты и противного ему мира. По пьяни он соглашается на авантюру со своим другом Славиком: мол, сумеет «развести» свою ученицу, Таньку, на секс, за что получит немалую денежную компенсацию, войдет в «камарилью» и получит персональные лекции в новом проекте. Танька вроде бы и сама не против, но по законам жанра ничто и никогда не идет так, как хотелось бы.

Спектакль «С_училища»

Главное действие логичным образом сосредоточено вокруг Сережи и Таньки, исполненные Таисией Вилковой и Назаром Сафоновым соответственно. Их отношения стремительно развиваются от чего-то практически милого до монструозного, и именно этой метаморфозе подчинены все остальные события, где-то проходящие фоном, где-то прямо влиющие на все остальное. Кроме главных героев и их родных (отца Таньки играет Сергей Миллер, а мать Сережи — Наталья Рева-Рядинская) немаловажную роль в спектакле играет Николай Кисличенко, воплотивший Костю, бывшего Таньки и отсидевшего уголовника.

Спокойное, пускай и несколько неровное начало раскручивается как спираль, толкая всех героев все ниже и ниже, и довольно быстро становится понятно, что никто из этой истории не сумеет выйти прежним. Андрею Иванову удалось создать живую историю на, казалось бы, вторичном материале: и подобный спор, и неожиданное развитие любовных отношений уже встречались не раз, но именно через диалоги и их подачу автору удается удержать зрителя до самого конца. В рамках подобной логоцентричности и попытки достоверно показать жизнь всех героев совершенно не смущает даже матершина, которой здесь поубавилось в сравнении с оригинальной пьесой: действительно грубо, но без этого поверить в персонажей было бы куда сложнее.

Среди актеров хочется выделить в первую очередь как раз Николая Кисличенко: образ тихого и жуткого уголовника вышел настолько естественным, что местами действительно бросает в дрожь. Не менее прекрасно сыграл и Назар Сафонов, которому удалось показать все грани сложного характера своего героя. Подобного, к сожалению, не скажешь обо всех героях постановки, и героине Таисии Вилковой поверить можно далеко не всегда, как и Кириллу Чернышенко, как-то излишне усердно играющему Славика, друга Сережи и инициатора спора. 

«С_училища» — зрелище не для всех, из тех, которые часто называют «жизненными»: со множеством социальных проблем, «низкой» речью и нелицеприятными сценами. Концентрация негатива порой кажется зашкаливающей, но не отталкивает, а, скорее, наоборот, удивительным образом притягивает: люди нередко с интересом следят за чужим горем. Но спектакль на самом деле говорит именно о любви и ее важности — даже для простой гопницы, торгующей рыбой в палатке на рынке.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора