Театр «Фольксбюне» Франка Касторфа

Театр «Фольксбюне» Франка Касторфа

В этом году на фестивале NET самая, пожалуй, необычная кинопрограмма, полностью посвященная знаменитому берлинскому театру «Фольксбюне», который как будто жив, но его уже словно и нет. Хотя сам театр, то есть здание, построенное в начале прошлого века, по-прежнему стоит на том же месте – площади Розы Люксембург в центре Берлина. Вместе с уходом из театра его интенданта (в нашем понимании художественного руководителя) Франка Касторфа из театра ушли все его артисты, а все спектакли навсегда сняты с репертуара.  

Серия видеопоказов спектаклей последнего сезона «Фольксбюне» и стала основной составляющей кинопроекта «Последний год Фольксбюне/ уходящая эпоха Франка Касторфа». Это «Фауст» в постановке самого Франка Касторфа и еще несколько спектаклей, поставленных другими знаменитыми немецкими режиссерами. Представлял программу на Фестивале драматург «Фольксбюне» Себастьян Кайзер. Открывали  программу, которая в течение нескольких дней будет проходить в одном из залов кинотеатра «Октябрь», два документальных фильма: первый «Измеряя театр» был снят в 2002 году, в годы расцвета «Фольксбюне». Это своего рода летопись одного года, с репетициями и фрагментами из спектаклей, со всей той «кухней», которая обычно скрыта от зрителей.

Себастьян Кайзер

Второй – «Надрыв. «Фольксбюне как последняя реальность» был снят в течение 2017  года, последнего года театра  под руководством  Франца Касторфа. Чтобы понять значимость этого режиссера в истории знаменитого берлинского театра, надо вернуться к его истории. Он появился в Германии в конце 19-го века как «пролетарский политический театр». Его название дословно переводится как «рабочая сцена».Здание театра было построено в 1914 году. Это одна из самых больших сценических площадок Берлина с таким же масштабным зрительным залом. «Фольксбюне» всегда считался одним из знаковых культурных центров Берлина, хотя на протяжении своей истории переживал разные времена - и расцвета, и откровенного упадка. В один из непростых периодов его жизни,  а именно в 1992 году, интендантом «Фольксбюне» был назначен талантливый, к тому времени уже громко о себе заявивший режиссер Франк Касторф. Он сумел так построить репертуарную политику, что буквально за несколько лет вернул театру былую славу. «Фольксбюне» Касторфа - это смелые поиски новых форм, острая социальная направленность, лучшие немецкие актеры.  Большую часть постановок он делал сам, но  при этом регулярно приглашая известных режиссеров, которым предоставлял полную свободу для реализации их замыслов. Со своими спектаклями  театр не раз приезжал в Россию, а в его репертуаре было немало постановок по произведениям русской классики - от Достоевского до Булгакова.

Себастьян Кайзер

«Фольксбюне» много гастролировал и был желанным гостем во многих странах мира. Франк Касторф руководил театром 25 лет, вплоть до осени этого года, когда с режиссером просто-напросто не возобновили контракт. О том, что контракт с режиссером не будет продлен, стало известно еще два года назад. На защиту режиссера поднялась вся культурная общественность Берлина, было собрано порядка сорока тысяч подписей – но добиться отмены решения  не удалось.   

«Фольксбюне» – городской театр, финансировался из бюджета мэрии. На его содержание ежегодно выделялось несколько миллионов евро. Что стало истиной причиной расставания с Касторфом – большой вопрос: то ли это  просто  ротация, то ли  проблемы финансирования... Или просто было принято решение об изменении  политики этого культурного заведения. Сейчас он используется  как сценическая площадка для гастролеров.  А место прославленного режиссера занял человек далекий от театра, в прошлом менеджер из арт-бизнеса бельгиец Крис Деркон. Казалось бы, у нас совсем недавно даже представить такую ситуацию было невозможно. Но последние события в российском театральном мире говорят об обратном. Вспомнить хотя бы историю с ГогольЦентром. Может, именно поэтому фестиваль NET  и включил в свою программу этот кинопроект -  не только как дань памяти Францу Касторфу, но и как предупреждение:  если уж в заявляющей о своей развитой демократии Германии такое возможно, значит, это возможно и  в нашей стране с ее пока еще неокрепшей демократией.

Материалы по теме

  • Маньяк-убийца Суинни Тодд поселился в театре на Таганке

    02 февраля 2017 / Эвелина Гурецкая

    Алексей Франдетти поставил легендарный мюзикл Стивена Сондхайма в иммерсивном варианте.

    Комментировать
  • «Любовь у трона», или «Сон императрицы» по-новому

    30 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Удивительно злободневная пьеса о человеческих чувствах.

    Комментировать
  • Отец и сын Добронравовы сыграли отца и сына в спектакле «Забор»

    06 декабря 2017 / Эвелина Гурецкая

    В театре Антона Чехова прошёл показ спектакля с Фёдором и Иваном Добронравовыми и Ингой Оболдиной.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора