Спектакль «Пристань» в театре им. Вахтангова

Спектакль «Пристань» в театре им. Вахтангова
Фото: Дмитрий Дубинский

На сцене театра имени Вахтангова вот уже несколько лет существует пристань, куда время от времени причаливают всем кораблям корабли: Юлия Борисова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Ирина Купченко, Евгений Князев… Корифеи, звезды, легенды, без которых невозможно представить историю российского театра. Совсем недавно вместе с ними швартовались корабли Юрия Яковлева, Владислава Шалевича, Галины Коноваловой. Но они уже в ином измерении, продолжая свой путь в тех неведомых водах, откуда нет возврата.

«Пристань» — это спектакль-посвящение памяти людей и истории Вахтанговского театра. Придумал этот возвышенный и романтичный спектакль к 90-летию театра его художественный руководитель Римас Туминас. «Это наша память, это месса для молодых, продолжающих дело корифеев, — объясняет он. —  Это месса и для всех прихожан — зрителей. Все мы пассажиры в этой жизни. Есть территория, которая объединяет нас на миг, и мы думаем, что жизнь вечна, прекрасна, но… но… Эта пристань и есть та территория, может быть, театральная, где раскрываются мимолетные судьбы. Мы уходим, и закрывается занавес».

«Пристань» можно назвать вечером бенефисов, хотя в нем занято около полусотни артистов. Великие артисты, отдавшие свой талант и жизнь служению родному Вахтанговскому, выходят на сцену каждый в своем амплуа. Для каждого была найдена именно та пьеса из мировой классики, в которой он может максимально раскрыть свою индивидуальность. Вот Юлия Борисова — главная героиня мини-спектакля «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренмата. Она истинная Дама, в подобающих нарядах, окруженная всеобщим восхищением. Ее героиня по имени Клара возвращается в город своей юности, с которым связаны не лучшие воспоминания: предательство возлюбленного и как следствие путь на панель. Но у судьбы на каждого свои планы — и вот уже она обладательница миллионного наследства, с молодым мужем вернулась в свой город с единственной целью — восстановить попранную справедливость. Неважно, какими средствами. Важно, на что готовы пойти горожане ради больших денег. Юлия Борисова блистательна в этой роли, впрочем, а в какой она не была блистательна? Невольно вспомнишь ее Клеопатру в дуэте с Михаилом Ульяновым в спектакле сорокалетней давности «Антоний и Клеопатра». В ней и сейчас столько юношеского задора, такая энергия льется со сцены в зрительный зал, что невозможно поверить в возраст этой актрисы.

Фото: Дмитрий Дубинский

Для Владимира Этуша, которого называют старейшиной российской сцены, создатели спектакля выбрали отрывок из драмы Артура Миллера «Цена». Его герой, старый антиквар по имени Соломон, торгуется с клиентом не ради денег — хотя и не уступит ни цента. Одинокий 90-летний старик рад тому, что оказался опять востребованным, при этом ведет себя как истинный хозяин положения. Он пришел оценить мебель не ради заработка, а ради того, чтобы почувствовать себя живым, поиграть еще в этой жизни. И какое же счастье слышать знакомые интонации любимого артиста, который кажется абсолютно адекватным своему герою. Для Владимира Этуша, как, впрочем, и для любого возрастного артиста, жить значит играть, выходить на сцену и купаться в любви благодарного зрителя.

Фото: Дмитрий Дубинский

Людмиле Максаковой до его возраста еще далеко. Но по режиссерской задумке ей досталась роль неистовой старухи, которая так увлеклась игрой в рулетку, что за ночь спустила все свое состояние, оставив ни с чем ожидающих ее смерти наследники. Бабуленька Людмилы Максаковой в отрывке «Игрок» по Достоевскому стремительно выкатывает на сцену в кресле-коляске, в черной папахе с торчащим пером — и взрывает все пространство вокруг. 

Фото: Дмитрий Дубинский

Вместе со старейшинами на сцену выходят представители среднего поколения, давно завоевавшие любовь публики не только на сцене, но и в кино. Например, потрясающий дуэт — Ирина Купченко и Евгениий Князев в миниатюре «Филумена Мартурано» по Эдуардо де Филиппо. Да и в массовке можно увидеть артистов, давно уже ставших знаменитыми. Невероятные костюмы артистов, которые  для всех героев придумал главный художник театра Максим Обрезков, добавляют зрелищности этому захватывающему спектаклю.

Над спектаклем работали несколько режиссеров, у каждого свой почерк. Но получился он целостным во многом благодаря стихам Пушкина, которые проходят через него сквозным сюжетом. Читает их Василий Лановой. Ну, а как он умеет это делать — не надо и рассказывать. И еще декорациям. На сцене выстроен настоящий Храм искусства (сценография Адомаса Яцковскиса). Чем-то он напоминает внутренне пространство собора с уходящими ввысь колоннами — не зря ведь Туминас называет «Пристань» мессой. В финале звучит торжественная музыка, словно перенося зрителей в пространство реального храма. Во всю ширь сцены развевается белое полотнище — парус, на котором появляются лица великих режиссеров и артистов, всю свою жизнь служивших этому театру — от Евгения Вахтангова и Рубена Симонова до Михаила Ульянова. Корабль плывет, парус опускается — и перед публикой предстает нынешнее поколение вахтанговцев, где есть место каждому — и корифеям, и совсем молодым. Они — команда, у которой славное прошлое и большое будущее.

Фото: Дмитрий Дубинский

Материалы по теме

  • Рецензия: «Соседи. На тропе войны»

    22 мая 2014 / Джон ДеФор

    Комедия о борьбе со студенческой вакханалией, в которой Зак Эфрон вызывает омерзение и демонстрирует восхитительный торс.

    Комментировать
  • Рецензия: «Судья» с Робертом Дауни-младшим

    14 октября 2014 / Тодд МакКарти

    Семейная драма, в которой Роберт Дауни-младший играет скользкого адвоката, а Роберт Дювалл — обвиняемого в убийстве судью.

    Комментировать
  • Рецензия: «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга

    29 марта 2018 / Сергей Сергиенко

    Калейдоскоп отсылок и безудержное веселье.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus