Timeless: шоу любви в «Ленинград центре»

Timeless: шоу любви в «Ленинград центре»
Timeless

Петербургский «Ленинград центр» открыл свой пятый, юбилейный сезон долгожданной постановкой Timeless. Режиссер Феликс Михайлов вынашивал его замысел больше года — а поставил за два месяца. При этом идей у постановщика в процессе накопления, а затем и реализации набралось столько, что шоу пришлось разделить на две части. То, что увидели мы — это «Шаг 1. Вне времени». Вторая часть, как говорится, грядет.

Немного вводных

Чтобы понимать весь масштаб нового детища Михайлова, нужно знать, что такое «Ленинград центр» и его режиссер. Историческое здание в центре Петербурга хорошо известно каждому киноману: в середине XX века и до голодных 1990-х голов здесь успешно функционировал панорамный киноцентр «Ленинград» с самым большим на тот момент экраном в городе (28 метров в ширину и более 10 метров в высоту). Кинопоказы, фестивали, звезды, красные дорожки — место рядом с Таврическим садом и обособленность помещения (отдельное здание, никаких дворов и торговых центров) делали киноцентр уникальным местом. Увы, «Ленинград» не выжил: закрылся на реконструкцию в 2004 году после проката трилогии «Властелин колец» — и закрылся с концами. Долгое время здание перепродавалось от одних владельцев другим. Были совершенно фантастические проекты сделать из него бизнес-центр, кабаре и даже каток — но в итоге он превратился в «авторский шоу-центр». За реставрацию отвечал легенда архитектурного мира, каталонец Рикардо Бофиль, за дизайн интерьеров — не менее легендарные Марта де Вильялонга, Валентин Юдашкин и Павел Каплевич. Отвечать за художественную составляющую назначили Феликса Михайлова, проработавшего в Москве практически во всех развлекательных жанрах: от стриптиз-клубов до новогодних «огоньков» на Первом канале. Именно он, кстати, в этом году делал церемонии закрытия и открытия FIFA и поразил воображение всего мира.

Михайлов превратил «Ленинград центр» в площадку мечты: более 30 подвижных механизмов сцены, 3D-занавес, самая большая в Европе кинетическая люстра, экраны, винтовые лестницы для музыкантов вместо оркестровой ямы — в общем, зависть. На сегодня это — одна из самых технологичных площадок в мире, не то, что в России. Здесь можно воплотить самые безумные фантазии — что Михайлов и делает с большим и окупаемым успехом: «Ленинград центр» рассчитан на публику состоятельную и респектабельную. Шоу людей легкого поведения Lovesick, «Фавориты луны», «Прекрасная М», «Illusio. Повелитель грез» — Михайлов изначально стремился давать Петербургу то, чего у него нет: качественного энтертейнмента. И вот теперь — Timeless: невероятная смесь хореографии, балета, цирка, драматургии, видеомэппинга, мюзикла и физического театра.

Шаг 1

Вычленить четкий сюжет из постановки Михайлова невозможно. Timeless — это сон, фантазия, фантасмагория, набор трюков и штампов, мыслей и чувств. Сюрреалистический мир, полный музыки и танцев. Сам режиссер говорит, что долго пытался определить жанр, придумал определение «коллаж», а сейчас нашел самое точное определение — аттракцион. Именно так.

Зрительный зал на 300 мест разделяет железная дорога. По рельсам идет поезд с циркачами, по бокам сцены играет живой оркестр, в зале поет певица, на сцене — свадьба. Внезапно выясняется, что жених потерял кольцо. И далее всю постановку тема колец будет преследовать героев и зрителей — как символ любви и пошлости, верности и предательства, добра и зла, мужского и женского, вечного и бесконечного. Несколько главных героинь разных возрастов, характеров и эпох будут искать эти кольца — свою любовь — находить и терять, цепляться и не отпускать в стремлении услышать три заветных слова: «Я тебя люблю!»

Timeless

Михайлов призывает нас не воспринимать все, что происходит, буквально — и смешивает невероятный коктейль из всех своих технических, визуальных и артистических возможностей. Вот акробаты, воздушные гимнасты и «женщины-змеи». Вот невероятное цирковое шоу со слонихой и слоненком в натуральную величину — их специально для спектакля придумали братья-скульпторы Урал и Артур Гильмановы, изготовившие для церемонии открытия FIFA жар-птицу. Вот чемпионы мира по аргентинскому танго Дмитрий Васин и Согдиана Хамзина исполняют виртуозный номер в стиле нуэво. Или же звезда цирка Александра Савина буквально гипнотизирует зрителей трюком с кольцами-обручами, отсылая нас к главной теме. Многовато цирка? Пожалуйста, звезды шоу «Танцы» на ТНТ ставят яркие хореографические номера, а Вера Арбузова из Мариинки — балетные эксперименты на земле и в воздухе. В этом коллаже есть и номер в модном стиле гага, придуманным израильским хореографом Охадом Нахарином, и яркий музыкально-танцевальный экспириенс на стихи «Кокаинетки» Вертинского, и «Опера богатых» Сергея Курехина, и даже Who Wants To Live Forever группы Queen.

Timeless

Все это перемежается цитатами от Шекспира до Хичкока на тему любви и ее сути, женского начала и характера. «Почти каждая женщина хотела бы хранить верность. Трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, которому можно было бы хранить верность» (Марлен Дитрих). «Женщина, которая раздевается публично, напоминает мне режиссера, который в самом начале фильма сообщает разгадку» (Альфред Хичкок). «Очень опасно встретить женщину, которая тебя понимает. Это обычно заканчивается женитьбой» (Оскар Уайльд). И так далее, и тому подобное — из школьной/университетской программы и сборников интернет-мемов.

Выплескивая на зрителя все это конфетти образов, Михайлов умудряется балансировать на тонкой грани пошлости и глубины с невероятным изяществом. Режиссер намеренно где-то упрощает, где-то говорит в лоб, где-то запутывает, а где-то и давит на слезу. И цитирует, цитирует — жонглирует всеми культурными референсами, ведь на сцене аттракцион, не забываем. Его Кони-Айленд с американскими горками превращается в инсталляцию «Девочка на шаре» Пикассо, затем — в отель «Любовь» из одноименного фильма Гаспара Ноэ, а в финале и вовсе открыточно-пляжную идиллию времен пин-апа и бертоновского «Суинни Тодда». И это только то, что лежит на поверхности — каждый зритель в силу культурного бэкграунда найдет в коллаже спектакля свои отсылки.

Timeless

Решать, что здесь порок, а что — добродетель, придется самостоятельно, равно как и разбираться в хитросплетениях сюжета. Михайлов предлагает нам познать прежде всего не духовную любовь — но сексуальную. Timeless — настоящий праздник тела: мускулистые танцоры в купальных костюмах начала XX века, стриптиз и горничные из эротических фантазий — даже воздушные гимнасты выступают в анатомических костюмах и благодаря световым акцентам выглядят иногда как куски плоти. Тем не менее, через все страсти, телесные изломы и бури в итоге персонажи приходят все-таки именно к чувствам и душе, к тому заветному, что так неистово ищут героини сквозь все шоу.

Timeless

Шаг 2

Михайлов настаивает, что выбрал подобный жанр своих постановок для Петербурга намеренно. В городе, где переизбыток оперы, балета и театра во всех его проявлениях, не хватало именно качественного шоу. Поэтому в труппе — не столько драматические артисты, сколько — шоумены: хореографы и танцоры участвуют в лучших программах страны, акробаты и циркачи выступают с номерами в Cirque du Soleil, музыканты, композиторы и певцы активно востребованы — так, песни для Timeless написала победительница шоу «Голос» Ксана Сергиенко. Костюмы для каждого шоу делают известнейшие российские дизайнеры: от Валентина Юдашкина до Татьяны Парфеновой (для Timeless Парфенова подготовила главным героиням платья вместе с Юлией Далакян). Рекламные фотосессии снимают в том числе и европейские фотографы. Программка того же Timless занимает два разворота по количеству участников шоу. Чувствуете масштаб?

Первые спектакли были чуть попроще — чуткого петербургского театрала надо было подготовить к такому эксперименту. «Первые зрители возмущались — где сюжет, драматургия, кто кого любит! — смеется режиссер. — Говорили: мы в Петербурге — где балет? Но у нас уже три сцены Мариинки — сколько можно балета?» К Timeless Михайлов, таким образом, шел даже больше года — сразу же, с первой постановки он мечтал о чем-то подобном, но действовал постепенно. Зато теперь, когда публика уже привыкла формату и появился свой зритель — режиссер развернулся и, по его словам, стал наглее.

Timeless

Идеи для спектаклей Михайлов собирает действительно как коллажи, вдохновляясь живописью, литературой и кино. Для Timelesse у него собралась папка из пяти тысяч вырезанных картинок — ощущения от света, мизансцен, идей, которые он хотел бы воплотить. Позже эта папка была передана артистам — «чтобы их накачать эмоциями, ведь они не драматические артисты и могут выдать результат лишь из ощущений». Коллажно собирается и сама постановка: режиссер никогда не берет одного хореографа и композитора — у него всегда несколько профессионалов, стилей и направлений. Более того, у приглашенных артистов есть задача обучить тому, что они знают, остальных — и позже труппа уже может самостоятельно придумывать номера на основе своих свежеприобретенных навыков.

Timless, в отличие от других спектаклей, представляет из себя строгий набор эссе: каждая сценка имеет свой конец и начало — и все они, словно бусины из ожерелья, нанизаны на основную идею. Этих бусинок — мини-спектаклей — Феликс придумал столько, что, повторимся, шоу раздулось до двух частей, и в следующем году нас ждет «Шаг 2», посвященный на этот раз сексуальности и внутреннему миру мужчин. По большому счету, и они также хотят найти возможность сказать сокровенное «Я тебя люблю!» — но как и каким образом проходят этот путь, Михайлов и попытается исследовать во второй части своего аттракциона.

Timeless

Премьерные спектакли «Timeless. Шаг один» на сцене «Ленинград центра» можно увидеть 13, 20, 25–27 октября, 2–3 ноября.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Снеговик» с Майклом Фассбендером

    23 ноября 2017 / Андрей Писков

    Морозный детектив по суперуспешной книжной серии.

    Комментировать
  • Рецензия: «Коматозники» с Элен Пейдж

    24 ноября 2017 / Дмитрий Карпюк

    Глупый ремейк фильма про клиническую смерть и ошибки юности.

    Комментировать
  • Рецензия: «Черновик» Сергея Мокрицкого

    25 мая 2018 / Сергей Сергиенко

    Когда название до неприличия точно отражает суть.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора