Вера Алентова в спектакле «Апельсины и лимоны»

Вера Алентова в спектакле «Апельсины и лимоны»
Фото: Юрий Богомаз

Первая премьера сезона в театре имени Пушкина – бенефисный спектакль к юбилею народной артистки России Веры Алентовой. Это «Апельсины и лимоны» по пьесе «Сенная лихорадка» английского драматурга Ноэла Коуарда в переводе Дины Додиной. История о том, что бывших актрис не бывает. Можно оставить сцену, уйти из театра, но театр навсегда останется в тебе. Режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Евгений Писарев сделал лучший выбор из всех возможных вариантов. Эту пьесу в России ставят не часто, к тому же ее всегда играет именитая возрастная артистка. У зрителей невольно возникнут ассоциации с ее собственной судьбой, а самой актрисе опыт и возраст лишь помогают быть достоверной и убедительной. Написанная в 20-е годы прошлого века, эта пьеса была невероятно популярна в Англии. Евгений Писарев выпустил свой спектакль под ее изначальным названием - «Апельсины и лимоны», поскольку «Сенной лихорадкой» она стала по воле драматурга чуть позже.

Ноэла Коуарда называют продолжателем традиций Уайльда и Шоу. Он прекрасно владеет драматургической формой, его диалоги остроумны, а характеры персонажей точны. Он много писал для театра и кино, в котором даже снимался, был прекрасным знатоком театральной жизни Лондона. Об этой среде и его пьеса: как только артист уходит со сцены, он все вокруг себя превращает в театр - как это и делает главная героиня пьесы Джудит Блисс. Помимо того, что роль бенефисная, она еще и очень любопытная по задачам - сыграть актрису, вышедшую на пенсию, но не желающую прекращать играть по той простой причине, что в новой жизни ей не хватает театральных страстей. Это похоже на «сенную лихорадку» - вот откуда и название пьесы, сюжет которой, по выражению одного из английских критиков, «легче пушинки». Таким же легким получился у Евгения Писарева и спектакль, смотреть который одно удовольствие. Действие происходит в загородном доме актрисы Джудит Блисс (Вера Алентова), которая недавно оставила сцену с намерением жить тихо и спокойно на природе вместе с мужем Дэвидом (Борис Дьяченко) . На уик-энд здесь собирается вся семья, приехали взрослые дети – сын Саймон (Александр Дмитриев) и дочь Сорель (Анна Бегунова), и каждый из них пригласил в дом «близкого человека». Первая коллизия – каждый намеревался поселить своего приглашенного в «японской комнате». Комната одна, гостей четверо. Как их расселить в доме? Эта забота, как и все иные бытовые трудности,  перекладывается на плечи их домоправительницы и по совместительству компаньонки хозяйки дома Клары (блестящая роль Нины Марушиной).

Фото: Юрий Богомаз

Итак, хозяева и гости, два мира противоположностей. Людям творческим – а в семье Джудит все таковы: муж – писатель, дочь пишет стихи, сын – картины - противопоставляются  рядовые обыватели. Они ни плохие, ни хорошие – просто другие. «Речь идет об артистах и публике, о творческих людях и обывателях. Они как апельсины и лимоны – вроде все цитрусовые, но на вкус совершенно разные фрукты», – уверяет режиссер –постановщик спектакля Евгений Писарев. Он не стал «осовременивать» пьесу -действие происходит в 20-е годы прошлого века, о чем можно судить хотя бы по костюмам героев. И сделал очень «кинематографичный» спектакль. Невольно приходят на ум многочисленные фильмы о той эпохе, которая сейчас так популярна у голливудских режиссеров. О кино напоминают даже элементы декораций, и одновременно приметы деревенской жизни – постоянно передвигающиеся туда-сюда барашки, которые по ходу действия превращаются в удобные диванчики для героев. Крутой косогор с зеленой травой отделяет собственно сценическую площадку от реки, сада и всего того, что остается за порогом дома, и одновременно символизирует некую неустойчивость  бытия.

Фото: Юрий Богомаз

Режиссер вместе со своей командой создали на сцене мир иллюзорный, как иллюзорны кипящие там страсти. Джудит умудряется из каждого происшествия сделать маленький спектакль. А происшествий масса. Начать с того, что ее молодой друг и поклонник, спортсмен Сэнди (Дмитрий Власкин) быстро переключил свое внимание с нее, великой Джудит Блисс, на ее юную дочь. А дальше все пошло по цепочке - все смешалось в доме Джудит, каждый совершил маленькое предательство, на которое в обычной жизни люди закрывают глаза. Но не Джудит. Для нее это лишний повод сыграть очередную роль. И все члены семьи с готовностью ей подыгрывают. Гости в недоумении, они все воспринимают всерьез. Ощущение, что они попали в дом сумасшедших, их объединит, и у каждого возникнет одно желание – бежать отсюда без оглядки. Впрочем, никого из семьи Джудит это нимало не огорчит – в их жизни чужим нет места.

Пьеса по своей сути комедия, с блистательными диалогами и сюжетными поворотами, вызывающими смех в зале. Но это скорее трагикомедия, где за явно читающейся мыслью «можно уйти из театра, но театр навсегда останется в тебе» есть множество и других смыслов. Это и драма стареющей женщины, некогда познавшей славу. И «мелкотравчатость» людей, готовых к предательству по поводу и без. Жажда любви, свойственная человеку в любом возрасте и невозможность ее обрести. И настоящая близость людей , живущих семьей. Где могут ссориться-мириться, но в трудную минуту вмиг объединиться против вторжения чужаков. Так что как бы нам ни хотелось стремиться к любви и пониманию всех и каждого, разделение на «своих» и «чужих» все-таки неизбежно. Все мы – цитрусовые, но все-таки одни – апельсины, а другие лимоны.

Вера Алентова очень органична в роли стареющей звезды театральных подмостков Джудит  Блисс. Видно, что она многое в роль привносит от себя – и потому такая органика. Призналась не без грусти, что время театральных звезд ушло безвозвратно: « Это особое поведение и понимание себя в мире. Тогда, в начале прошлого века, это было так, сейчас нет. Сейчас может быть звезда шоу бизнеса, или кинематографа». Но звездой кинематографа ей побывать довелось. Напомним, что после роли Катерины в картине мужа, Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Вера Алентова «проснулась знаменитой». Этот фильм только на родине посмотрели  около 90 миллионов зрителей. А в 1981 году картина получила премию «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке».

Фото: Юрий Богомаз

Материалы по теме

  • Рецензия: «Не покидай свою планету» в театре «Современник»

    18 ноября 2016 / Эвелина Гурецкая

    Новое прочтение маленького шедевра французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери предлагают зрителям Константин Хабенский вместе с Юрием Башметом и камерным ансамблем «Солисты Москвы». «Не покидай свою планету» - так называется их совместный музыкально-театральный проект, и это не сценическая иллюстрация, а скорее фантазии на тему «Маленького принца», уверяют создатели спектакля.

    Комментировать
  • Михаил Ефремов в спектакле «Амстердам» в театре «Современник»

    19 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    «Амстердам», безусловно, станет одним из аншлаговых спектаклей театра «Современник», который всегда славился демократичностью своих постановок.

    Комментировать
  • Богомолов без скандала. Пьеса Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова

    03 февраля 2017 / Эвелина Гурецкая

    Режиссер поставил тонкий милый спектакль с секретом.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Конкурс!

Письмо редактора