Владимир Познер сыграл в спектакле «Черт, Солдат и скрипка»

Владимир Познер сыграл в спектакле «Черт, Солдат и скрипка»

17 лет компания Bosco Di Ciliegi проводит Открытый Фестиваль искусств «Черешневый лес», который каждый год преподносит зрителям какой-нибудь сюрприз. В этом году столичный бомонд стремился побывать на очередной экспериментальной постановке Фестиваля – спектакле «Черт, Солдат и скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других сочинений Игоря Стравинского. Музыка Стравинского любима многими, но в данном случае зрителей привлекали не в последнюю очередь исполнители главных ролей – известный телеведущий Владимир Познер и рок-музыкант Андрей Макаревич.

В начале прошлого века Игорь Стравинский написал музыку на тему русских народных сказок из собрания Афанасьева. Получилось уникальное по своей жанровой принадлежности сочинение, звучащее как притча, – это и балет, и пантомима, и инструментальная сюита. Спустя какое-то время композитор признался: «"История Солдата"» остается моей единственной вещью для театра, имеющей отношение к современности». Прошло сто лет, а история о продаже души не теряет актуальности. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притче принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иэн МакКеллен, Питер Устинов и даже Стинг. Текст одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут. Идея перенести эту историю в наше время и поставить ее в России пришла известному скрипачу Дмитрию Ситковецкому, «Черешневый лес» идею поддержал - так появилась русская версия с заново написанным текстом и слегка измененным названием: «Черт, Солдат и скрипка». Все-таки речь идет о взаимоотношениях Солдата с Чертом, а Скрипка здесь олицетворение Души, которую Солдат по легкомыслию согласился отдать Черту в обмен н  материальные блага.

«Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх "неактёров": Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли Черта с игрой на скрипке, - признался режиссер-постановщик Михаил Кисляров. - Эта была непростая задача: придумать форму, исключающую вопрос, почему именно они».

Андрею Макаревичу досталась роль Солдата. В качестве его альтер-эго на сцене постоянно присутствует мим, изображая чувства и эмоции, которые довелось испытать Солдату во всех тех перипетиях, куда он был ввергнут Чертом. Владимир Познер сначала появился перед публикой в своем привычном образе - на экранах больших мониторов, в той самой студии, откуда он еженедельно ведет свою авторскую программу, поведав предысторию этой постановки. И практически тотчас предстал уже «живьем». В спектакле у него роль Рассказчика, так что на протяжении двух часов Познер, сидя за столом, вел свой рассказ на сцене Концертного зала имени Чайковского, где состоялась премьера спектакля. Андрей Макаревич стал его визави и вел рассказ уже от имени своего героя, Солдата. Так стало понятным, почему именно Познера пригласили на главную роль. Дело в том, что для русской постановки поэтом Михаилом Успенским был написан новый текст, причем раёшным стихом. «Раёшный стих похож на нынешний рэп, только будет намного старше , - рассказал автор текста. - Его широко использовали русские скоморохи. Раёшником написана "Сказка о попе и его работнике Балде" Пушкина, и "Сказание про царя Макса-Емельяна" Семена Кирсанова».

Но главное даже не стиль стиха, а его содержание. История зазвучала по-современному, со всеми реалиями нашей нынешней жизни - интернетом, ноутбуком, банками, риэлторами и прочим, где солдат с помощью черта стал олигархом и даже за Кремлевской стеной нашел себе местечко. Но богатство и власть не сделали его счастливым, и Солдат вознамерился вернуться в свое прошлое, опять стать бессребреником, но с Душой. Вот об этом и ведет  доверительное повествование Владимир Познер-Рассказчик. А кому больше чем Познеру, может доверять публика?

Сначала Познер  от своего участия в постановке отказался. Но потом решил попробовать, признавшись: «Я проповедую такую истину: «Обязательно надо попробовать». Вот я и решил принять предложение. Первая репетиция, на мой взгляд, прошла неудачно. Однако на второй я увлекся — прежде всего самим произведением, а кроме того возник уже некоторый задор: вдруг смогу? Хотя по-прежнему считаю, что для меня это безусловная авантюра и разовая вещь».

Так что большой вопрос, будет ли  у этой постановки долгая и счастливая жизнь без Познера. Но эксперимент удался. Получился настоящий мультимедийный проект, с использованием даже интерактивного телевидения: зрители постоянно видят на экранах крупным планом лица Рассказчика-Познера и Солдата –Макаревича, ставшего еще и автором рисунков для мультипликации, которая время от времени появляется на экранах. Есть в спектакле и современный танец, и камерный ансамбль, и,  разумеется, много  прекрасной музыки Игоря Стравинского.

Материалы по теме

  • В Театре Наций состоялся благотворительный спектакль «СтихоВаренье» с участием звёзд театра и кино

    15 марта 2017 / Григорий Черагин

    THR cходил на благотворительный спектакль «СтихоВаренье» фонда «Галчонок» и узнал у Марины Александровой и Лизы Арзамасовой о том, каково это - помогать детям с помощью игры на сцене.

    Комментировать
  • Инна Чурикова в спектакле «Аудиенция» сыграла британскую королеву

    11 мая 2017 / Эвелина Гурецкая

    Постановку спектакля «Аудиенция» в Театре наций с Инной Чуриковой в роли английской королевы можно смело назвать грандиозной.

    Комментировать
  • Ингеборга Дапкунайте в спектакле «Цирк»

    16 мая 2017 / Эвелина Гурецкая

    Музыкальная комедии «Цирк» Григория Александрова, один из культовых фильмов советского кинематографа, обрел новую жизнь, причем на театральной сцене.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора