- Главная
- →
Телевидение- →
Александр Молчанов: «Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов»Александр Молчанов: «Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов»
Редакция THR RussiaДраматург и сценарист о собственном нелегком ремесле.В апреле холдинг «СТС Медиа» запустил открытый питчинг сценариев в разных форматах - от полнометражного кино до трансмедийных проектов. По этому случаю мы расспросили одного из членов жюри, драматурга, сценариста и преподавателя сценарного мастерства Александра Молчанова, о секретах профессии и о том, чем потребности телеканалов отличаются от потребностей других игроков телеиндустрии.
Сценарное мастерство – это природный дар или ремесло?
На мой взгляд, и то, и другое. У сценариста должна быть сумма способностей. Прежде всего, сценарист должен уметь писать. Отчасти это природный талант, но его нужно развивать, читая тексты и практикуясь в письме. Сценарист должен уметь видеть. Большинство из нас, пишущих людей, мыслят текстом, а не картинками. Сценарист должен мыслить картинками. И третье, это социальные навыки, которые тоже очень важны. Сценарист всегда находится во взаимодействии с группой. Современный сценарий чрезвычайно сложен. Над современными сериалами, которые делают большие компании, работают десятки сценаристов, непрерывно обмениваясь мыслями, идеями.
Следовательно, сидя дома, невозможно написать гениальный сценарий?
Абсолютно невозможно. Сценарное мастерство - это невероятно сложная работа. Есть такая распространенная иллюзия у начинающих сценаристов: «Я буду смотреть много фильмов и научусь писать сценарии». Это невозможно, потому что снаружи кино выглядит совсем иначе, чем изнутри. Поэтому надо общаться со специалистами, учиться у них. Самый простой способ – пойти учиться в киношколу. Там вы уже начинаете общаться со специалистами, ведущими мастерских. Получив первые навыки, нужно начинать работать.
Где и как?
Есть несколько способов. Самое простое - рассылать заявки. Когда я начинал, разослал 100 заявок за 100 дней 100 продюсерам. Сначала не получил ни одного отклика, но продолжал рассылать. Зачем я это делал? Для усидчивости и чтобы научиться писать деловые письма. Постепенно начали отвечать, приглашать на встречи, а затем и покупать сценарии.
Есть другая стратегия. Можно сделать так, чтобы продюсер вами заинтересовался. Сейчас у каждого из нас в кармане камера, о которой Эйзенштейн только мечтал. Можно снять короткометражный фильм. Можно написать текст и сделать его бестселлером, добиться популярности в соцсетях. Многие продюсеры стали со мной работать, потому что читали мой блог.
Можно участвовать в питчингах. Только после первых самостоятельно сделанных презентаций, первой критики, рецензий на свой проект можно понять, над чем еще стоит поработать. Сейчас питчинги начинают устраивать телеканалы, питчинг «СТС Медиа» - фактически первая ласточка. Это замечательно, потому что у каналов есть ресурсы, которые позволяют дорабатывать хорошие идеи. Если идеей заинтересовался канал, возможно, удастся поработать над своим сценарием с более опытными коллегами. Это новый этап развития для всей российской сценарной индустрии.
Какие жанры и форматы сейчас наиболее востребованы?
У каждого канала есть свой формат по продолжительности серии. К примеру, для канала СТС час равен 48 минутам, а на других каналах может быть 52 или 42 минуты. Предпочтения по жанрам у всех каналов разные. Если «НТВ» – это скорее детектив, «Россия» – это мелодрама, то у СТС это современная комедия или романтическая комедия. Это не значит, что сценарист не может работать сразу с несколькими каналами. Просто он должен понимать, и для кого он пишет. Хорошо в этом то, что для любого жанра можно найти покупателя.
Можно сказать, что российский рынок телеконтента более дикий?
Я бы сказал, что развивающийся. Рынок рос последние 10 лет, и сценаристов постоянно не хватало. Но сейчас ситуация меняется. Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов.
Почему?
Постепенно происходит сегментация. Каналы все больше хотят предсказуемости. У них есть тема, бюджет и свое видение результата. И они будут бороться не за успех, а за предсказуемость. То есть они будут стремиться не к высокой доле, а к тому, чтобы доля не была низкой. Чтобы этого добиться, за 10 лет развития каналы создали свои пулы авторов. И это нормальная ситуация. Если есть проверенный автор, который понимает идею, формат, естественно, работать с ним менее рискованно. Но в этом есть и определенная опасность. Рейтинг снижается, потому что каналы начинают делать более предсказуемые проекты. У «НТВ» был период, когда они не запускали новых сериалов, а делали только продолжения. Они понимали, что зритель у очередного продолжения будет, но доля будет снижаться. Сейчас канал переживает болезненное переформатирование.
Как с этим можно бороться, на ваш взгляд?
Необходимо постоянно искать баланс между старым и новым. С одной стороны, зритель должен видеть нечто знакомое. Если дать зрителю то, к чему он не привык, он может уйти. Но и если кормить его одним и тем же блюдом – оно приедается. Нужно постепенно осваивать новые темы, вводить новых героев, но так, чтобы формат оставался узнаваемым.
Как вы считаете, в чем секрет популярности сериалов HBO?
Секрет очень прост. Они вкладываются в девелопмент (развитие) сценариев. Сценаристы годами работают над сериалами. У нас шел сериал «Однажды ночью». Этот сериал из 8 серий HBO делали почти 10 лет. По сюжету человека подозревают в убийстве. В этом нет ничего нового, но сценарий сделан настолько интересно, что оторваться абсолютно невозможно. У меня был один проект, когда я 4 серии писал 7 месяцев. Это, по российским меркам, очень долго. И был проект, когда мы 16 серий написали за 4 месяца. У нас была команда из 5 человек, и это была невероятная гонка.
То есть в России продакшн работает по принципу соковыжималки?
Да, совершенно верно. Я начинал с дневных сериалов. Иногда за один день писал 2 серии. Поэтому я и сказал, что рад, когда каналы начинают серьезно вкладываться в развитие сценария.
Чем хороший сценарий отличается от плохого?
Это слишком примитивная постановка вопроса. Есть объективные критерии, сценарий должен соответствовать формату. Если час равен 48 минутам, в сценарии не должно быть 20 страниц. Должен быть набор персонажей, соответствующий формату и сюжету. В сюжете должна быть логика, конфликт, интрига. Персонажи должны быть хорошо проработанными. И есть субъективные критерии, которые даже объяснить не всегда возможно. Бывает, что сценарий сделан не по правилам, но ты понимаешь, что это будет крутое кино. А бывает, что сценарий проработан до мелочей, но читать неинтересно. Есть еще вариант, когда режиссер делает сценарий под себя. Например, фильм «Молодой папа» с Джудом Лоу. Там ничего не понятно: где герои, где цели? Но оторваться невозможно. При этом, если бы мне принесли сценарий «Молодого папы»,возможно, я бы его «зарубил». Потому что к этому сценарию нужно добавить еще режиссуру Соррентино и игру Джуда Лоу.
Вы вообще можете смотреть сериалы как зритель?
Иногда могу, хотя я зритель подготовленный. Например, иногда я думаю: сейчас дверь откроется, и там будет стоять этот парень с пистолетом. И так оно и происходит. Такое кино я чаще всего не досматриваю. Но бывает и по-другому. Например «Большую маленькую ложь» мне было прямо-таки физически больно смотреть. Настолько он здорово сделан. Но это была приятная мука.
Что вы испытываете чаще при просмотре, удовольствие или разочарование?
В 99% это разочарование. Но эти 99% нужны для создания того оставшегося 1% чего-то стоящего.
Возможно ли стать успешным сценаристом, если с 9 до 17 работать в офисе, а писать в свободное время?
Первые деньги от сценарного мастерства приходят через 5-7 лет. Иногда бывает, что у человека покупают первый сценарий, но это редкость. Но к выбору работы нужно подходить ответственно. Есть профессии, плохо совместимые со сценарной работой. Например, журналист. Я это знаю по собственному опыту.
Разве это не близкие вещи?
Журналистика – отличная школа. Но проблема в том, что нужно очень много писать. Сначала по работе, потом для себя. Это очень тяжело. Поэтому я стал редактором. Я мог закрыться в кабинете и сказать, что я занимаюсь очень важными делами. А вместо этого писал сценарий.
Откуда посоветуете черпать идеи?
Первое – это жизненные впечатления. Второе – это условно вторичная реальность. Это кино, книги. Это не значит, что нужно тупо заимствовать. Нужно пропускать через себя и создавать комбинации. К примеру, прочитали роман Фолкнера и посмотрели мультфильм. А потом берете героя Фолкнера, помещаете в ситуацию мультфильма и добавляете собственные впечатления. Именно так и рождаются по-настоящему крутые идеи.
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Данила Козловский о «Легенде № 17», страхе перед поклонниками и голливудском дебюте
17 апреля 2013 / Ирина ДаниловаВозможно, 29 киноролей за 15 лет — это совсем немного, но Данила Козловский вовсе не гонится за количеством. Свои роли он ждет иногда и по полгода, но эти ожидания себя оправдывают абсолютно. И хотя сам Данила скромничает и говорит, что не обращает на это внимания, с каждой картиной у него появляется все больше и больше поклонниц. Трудно представить, что будет теперь, когда на экраны выйдет «Легенда № 17», где он сыграл главную роль — легендарного хоккеиста Валерия Харламова. Видимо, на метро ему больше не ездить.
КомментироватьКруглый стол THR с актрисами из сериалов: «Молоко из моей груди потекло прямо на Джорджа Клуни. Было неловко»
24 июня 2014Клэр Дэйнс («Родина»), Джулианна Маргулис («Правильная жена»), Вера Фармига («Мотель Бейтсов»), Сара Полсон («Американская история ужасов»), Джессика Паре («Безумцы») и Кери Рассел («Американцы») рассказали THR о сумасшедших фанатах, откровенных сексуальных сценах и принесенных ради ролей жертвах.
Джин Смарт: «Я не хочу летать. Это может выглядеть не очень привлекательно»
07 февраля 2017 / Редакция THR RussiaДжин Смарт сыграла в новом сериале «Легион» психиатра, спасающего людей со сверхспособностями. Актриса рассказала о съемках, своей героине, сериале «Фарго» и желаемых суперспособностях.

Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры:




