«Юная»: как женщине работать после 40

«Юная»: как женщине работать после 40
Кадр из сериала «Юная»

Сериал «Юная», российская премьера которого состоялась 16 апреля на телеканале «Супер» — гимн женщинам разных поколений, актуальное заявление о возрастной и половой дискриминации на рабочих местах.  Критики уже успели назвать «Юную» самым феминистическим шоу последних лет, поднимающим ряд глубоких вопросов — от откровенного сексизма до эйджизма (дискриминация человека по возрастному признаку).  

Звезда Бродвея Саттон Фостер играет Лизу Миллер, 40-летнюю женщину, которая находится в состоянии развода, воспитывает дочь-подростка и отчаянно нуждается в работе. Проблема заключается  в том, что ее возраст на  каждом собеседовании играет против нее.  Показательно-комичным является момент, когда у Лизы берут интервью две двадцатилетние начальницы. Они не могут серьезно относиться к Лизе, когда она рассказывает о своих прошлых профессиональных достижениях, произошедших задолго до превращения социальных сетей в средства массовой информации. Лиза, в свою очередь, не понимает их привычку прерывать собеседование, чтобы посплетничать друг с другом о свиданиях, вечеринках и других девушках. В итоге, ей отказывают в работе с формулировкой — «Код оранжевый», что на их языке означает «Вы слишком старая».

Эта реальность заставляет Лизу изменить свою жизнь кардинально. Она переезжает в Бруклин и меняет адрес своей электронной почты с AOL на Gmail. А потом, представляясь 26-летней, получает работу ассистента в престижном издательстве «Империкал».

Будем честными: «Юная» — это феминистическая утопическая фантазия. Такое веселое чаепитие, где женщины вообще не конкурируют с руг с другом и, само собой, не унижают их. Но давайте рассмотрим темы, которые так или иначе в сериале поднимаются.

Да, рабочая дискриминация женщин по возрасту действительно существует…

Конечно, «Юная» — это комедия, но сама комедийная предпосылка прочно основана на суровой реальности, в котором мы живем. Так не должно быть, но статистика доказывает суровую правду о рабочем мире: возраст женщины может повлиять на ее возможности трудоустройства. Фактически, согласно Bloomberg,  одно из проведенных исследований  «обнаружило доказательства дискриминации по возрасту при найме женщин-кандидатов», отдельно отмечая, что «для женщин возрастная дискриминация начинается все раньше и раньше».  Эту проблему уже много раз поднимали и в Голливуде — можем вспомнить хотя бы «Сансет Бульвар», а также периодические жалобы актрис (например, Энн Хэтэуэй) на то, что режиссеры предпочитают молодых.

…и не только в работе

В шоу рассматривается не только то, как сексизм и возрастная дискриминация может влиять на карьеру женщин, но и как другие аспекты их жизни зависят от возраста. Каждый новый сезон будет все больше бередить эту рану.  В одном из эпизодов Лиза начинает болтать с парнем в баре, и когда она говорит, что ей 40, он быстро исчезает. Это мгновенное отступление похоже на отказ в работе, с которым она столкнулась, перед тем, как побегать и притвориться, что она моложе, чем есть. Опять же, получается, что возраст имеет значение.

«Я, себя и О», или как с блеском пройти Тест Бекдела

Все женщины в «Юной» интеллигентные, сильные и жестокие натуры, которые любят и поддерживают друг друга. И это совсем не похоже на многие фильмы и телевизионные шоу. Сериал не только с успехом проходит Тест Бекдела, но и чуть ли не рушит всю эту теорию. Ни одна героиня «Юной» не сосредоточена на мужчине.  И все, что они делают, все их действия и разговоры — не крутятся вокруг мужчин. Фактически мужские персонажи в шоу нужны скорее для того, чтобы оттенять образы девушек.

Пиком феминистической истории становится феноменальный успех в сериале книги про женские оргазмы — «Я, себя и О». Автор будет оставаться неизвестным вплоть до конца эпизода, но когда мы узнаем, кто это, то испытываем легкий шок.

Отдельной строкой в сериале проходит Нью-Йорк — гораздо более требовательный в финансовом плане, чем Нью-Йорк «Секса в большом городе».  По сути, девочки «Юной» могут надеяться только на себя. В отличии от «Секса», где Кэрри Брэдшоу на зарплату фрилансера катается на такси, снимает квартиру в Верхнем Истсайде и ходит бесконечно по вечеринкам, Лизе Миллер приходится много работать, чтобы обеспечивать себя всем жизненно необходимым — ездит она на метро, живет с подругой в Бруклине и совсем не шикует.

Главное, не перегибать палку.

В одном из эпизодов сериала появляется мужчина-феминист. В «Империкал» понимают, что книга «Мужской феминизм» может стать спасательным кругом для издательства, которое терпит некоторые убытки.  Знаменитый комик Дэвид Уэйн играет автора этого произведения — Хью Ширли. Два эпизода, где обыгрывается вся эта история, пронизаны фирменным сарказмом сериала.

Директор по маркетингу «Империкал» — великолепная Диана Траут — картинно закатывает глаза на любые феминистические философии Ширли: «Да, конечно, Диана, я не буду тебя унижать. Мы обязательно разделим счет за ужин пополам». Эти сцены еще более интересны из-за их сложности. Хью Ширли ведет себя чересчур эксцентрично, но кажется очень искренним.  А суть работы Дианы в том, чтобы приводить в издательство важных клиентов (таких, как Ширли), поэтому она вынуждена ему подыгрывать. 

А что с сексизмом, спросите вы?

Как мы подчеркивали выше — образы мужчин в сериале нужны исключительно для того, чтобы оттенять прекрасных дам в кадре. Самым большим сексистом, по факту, становится автор цикла «Корона Королей» — Эдвард Л. Л. Мур, громкоголосый старик с бородой, который постоянно намекает Лизе, что она его королева ПамПам и неплохо бы встретиться в номере наедине. Актер Ричард Мазур действительно очень хорош в роли грубого и похотливого писателя. Ну, а мы будем надеяться, что Джордж Р. Р. Мартин (ведь именно он стал прототипом Мура) все же не такой ужасный человек.

Разумеется, мы не будем называть сериал революционным. Нет ничего необычного в героине, которая живет двойной жизнью.  Несомненно, Лизе не удастся долго скрывать свой секрет от всех друзей и коллег. Будет интересно посмотреть, что произойдет, когда сотрудники Лизы узнают, сколько ей лет. Особенно интригует, как отреагирует глава компании Чарльз, поскольку у него отличная от других персонажей мотивация. Он влюбляется в Лизу, но не будет действовать, потому что он думает, что ей лет двадцать и хочет быть с женщиной ближе к его собственному возрасту, поэтому истина может серьезно повлиять на будущее их отношений.

Впрочем, многие критики начали задаваться логичными вопросами — не получается ли так, что в попытке поднять какие-то глобальные темы, «Юная» уходит от реальности очень сильно. В действительности, когда начинаешь над этим размышлять, то думаешь, не слишком ли это наивно для сериала — утверждать, что 40 летние люди не знают, что такое твиттер? Далее, в попытках сделать сериал максимально феминистическим, Даррен Стар упускает возможность поиграть на распространенных внутренних конфликтах — например, Лизы и ее начальницы Дианы — где одна женщина посвятила себя материнству, а другая — карьере.

Как бы то ни было, «Юная» до сих пор достойно держит планку на Rotten Tomatoes с общим рейтингом 99% со стороны критиков, а четвертый сезон показал рекордный для сериала рост среди своей целевой аудитории. В России телеканал «Супер» покажет все четыре сезона без перерыва.  

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора