«Железный кулак»: от комикса к экрану

«Железный кулак»: от комикса к экрану

Дэнни Рэнд, знающий кун-фу плейбой, миллионер и филантроп, появился в мире комиксов MARVEL в мае 1974 года. Своим «рождением» он обязан популярности восточных фильмов про боевые искусства, с одной стороны, и Потрясающему Человеку, персонажу комиксов Centaur Publications из  40-х, - с другой.

Как и в будущем Дэнни Рэнд, Джон Аман, белый сирота, оказался на воспитании в восточном монастыре, где вырос и получил набор особых умений, позволивших ему стать супергероем после возвращения в обычный мир. Что забавно - права на использования Амана ушли Marvel, и с начала 2000-х он регулярно появляется в комиксах - иногда и с вдохновленным им  Железным Кулаком.

Сам Дэнни Рэнд - он же Железный Кулак - своей суперспособностью обязан также загадочному монашескому ордену, научившему его концентрировать свою энергию ци. Своим железным кулаком Дэнни может пробивать стены и не только.

За сорок с лишним лет жизни в комиксах Дэнни Рэнд успел побывать напарником Люка Кейджа, заболеть раком и излечиться от него при помощи той самой энергии ци, потерять и вновь обрести свои способности, поносить маску Сорвиголовы, побыть членом Мстителей (вернее, Новых Мстителей) и некоторое время присматривать в Токио за дракончиками. А еще он успел побыть мертвым - в 1986 году был убит в конце совместной с Люком Кейджем комиксовой серии; к счастью, в 90-х он воскрес - вернее, оказалось, что убили похожего на него как две капли воды человека, а сам Дэнни в это время находился в городе К'унЛ'уне в стазисе.

Железный Кулак появлялся и в альтернативных вселенных комиксов Марвел.

В 2000 году была предпринята первая попытка привести Железного Кулака на экран - сначала на большой. Главную роль должен был сыграть Рэй Парк, только что появившийся перед зрителями в образе Дарта Мола; в режиссерское кресло планировали посадить  гонконгского режиссера Кирка Вонга (уже снявшего первый американский фильм – «Большое дело» с Марком Уолбергом); сценарий написал Джон Турман (позже он напишет сценарий для «Халка» Энга Ли). Пре-продакшн начался в 2002 году; до съемок дело не дошло ни в 2002 ни в 2003, когда режиссером проекта стал Стив Карр («Доктор Дулиттл 2», «Дежурный папа»). Отдельные слухи о фильме ходили еще долго - скажем, в 2009 году Marvel Studios заявили, что начали работу над сценариями, которые позволят вывести на большой экран не самых известных героев комиксов, таких, как Чёрная Пантера, Доктор Стрэндж, Кейбл, Вижн и Железный Кулак.

Официальных заявлений, что никакого полнометражного фильма о Железном Кулаке не будет, от студии не поступало - однако в 2013 году началась работа над подготовкой четырех сериалов (в сумме - 60 серий) о супергероях для показа на стриминговых сервисах вроде Amazon или Netflix. Несколько недель спустя стало известно, что героями этих четырех сериалов станут Сорвиголова, Джессика Джонс, Люк Кейдж и Железный Кулак, а в результате они все встретятся вместе в общем сериале «Защитники».

Так и произошло.

После восторженного приема что первого сезона «Сорвиголовы», что «Джессики Джонс» на Железного Кулака возлагали большие надежды - и никак уж не ожидали, что еще до выхода сериала вокруг него разразится скандал.

А скандал пришел оттуда, откуда не ждали, и был связан с тем, что на роль Дэнни Рэнда был выбран белый актер (Финн Джонс, британец, исполнитель роли ЛорасаТирелла в «Игре Престолов»). Казалось бы, что плохого в том, что белого героя комиксов играет белый же актер? Оказалось, что это плохо; оказалось, что если уж рассказывают историю о герое, владеющем боевыми искусствами, его должен играть азиат. А если такого героя играет белый - это расизм.

Попытки протестовать и указания на то, что как раз использование стереотипа «раз боевые искусства, то азиат» является расистским, ни к чему не привело - слишком уж сильна была волна гнева сторонников diversity в сериалах. Бедный Финн Джонс, не готовый к такому потоку осуждения, ушел из твиттера, решив сосредоточиться не на негативных мнениях, а на своей работе; создатели сериала вяло отбивались, указывая, что вообще-то они всего лишь следуют духе и букве комикса.

Почти одновременно с этим скандалом грянуло очередное обвинение MARVEL в так называемом whitewashing - замене белыми актерами не-белых в оригинале персонажей - в фильме «Доктор Стрэндж», где учителя героя, азиатского мужчину, играла белая женщина Тильда Суинтон. В общем, ни месяца без скандала для MARVEL.

Но закончились съемки, на Netflix вышел положительно принятый критиками «Люк Кейдж», и приключения Железного Кулака остались последним этапом между сериалами об отдельных героях и их объединением в «Защитниках».

Назначенную на 17 марта 2017 года премьеру сериала на Netflix предварял показ шести первых серий критикам - и тут-то критики и оторвались. Суммировать отзывы можно заголовком одной из статей прошлой недели – «Пришли рецензии, и "Железный Кулак" не так уж и хорош»; это, кажется, самый мягкий вариант из описаний первых серий.

Сериал обвиняли сразу во всех грехах - и в плохой актерской игре (больше всего опять досталось Финну Джонсу), и в неровном, скачущем темпе повествования, и в плохо прописанных диалогах, и в неловко поставленных боевых сценах. Последнее было особенно обидным - ведь история Дэнни Рэнда должна быть историей мастера боевых искусств; как же там внезапно может быть плохо с боевыми сценами?

Наверное, это был тот самый момент, когда актерам и шоураннерам стоило бы дать возможность оценить сериал зрителям, прежде чем давать какие-то комментарии; однако по умению устраивать медиаповод из своих неловких слов команда «Железного Кулака» - и в первую очередь Финн Джонс - могут дать кому угодно фору.

В данном случае ироничные отклики вызвало одно из интервью Джонса, который возложил ответственность за негативные отзывы критиков на первые серии на... Дональда Трампа. Мол, после выборов герой - белый миллиардер может ассоциироваться только с ним, и, соответственно, именно поэтому Дэнни Рэнда куда сложнее полюбить в 2017 году, чем, скажем, год назад.

Надо сказать, что в первых отзывах на сериал параллели с Трампом если и проводились, то в основном в адрес Гарольда Мичема; его дети Уорд и Джой сравнивались с Дональдом-младшим и Иванкой соответственно.

Но, как известно, главное - это не критики, главное - это зрители. В ситуации, когда Netflix заявляет об отказе от цифровых оценок показываемого контента и замене этой системы оценками «большой палец вверх» и «большой палец вниз», мнение зрителей становится еще важнее.

И зрители сказали свое слово.

Первые же отзывы не индустриальной прессы выглядели скорее недоуменно – «я смотрю сериал, мне все нравится, что со мной не так?».

Забавнее всего посмотреть на процентное соотношение положительных оценок критиков и зрителей на сайте RottenTomatoes: 17 к 86.

С чем это связано - сразу и не скажешь; возможно, с тем, что большинство отзывов критиков написано по начальным сериям (правда далеко не самым удачным), а зрители оценивают весь сериал в целом; с тем, что критики берут в расчет тот самый whitewashing и заранее записывают его в недочеты фильма - тогда как обычные зрители этого не делают? Непонятно.

По результатам отчаянного марафона - просмотра подряд тринадцати серий «Железного Кулака», каждый в час длиной - приходится сказать, что критикам просто не повезло: первые шесть серий правда далеко не лучшее, что есть в сериале. Более того, если бы мы следовали той же модели, что была продемонстрирована в «Люке Кейдже», то первый «блок» серий - первая половина сезона, - был бы, наверное, лучшим; с этой точки зрения отчаяние критиков понять можно.

Здесь же в первой половине сериала то ли как отражение душевных терзаний Дэнни, то ли для уточнения, что в Нью-Йорке все непросто, ритм повествования очень неровный, тон меняется от сцены к сцене (совершенно комиксовая «дуэль» с представителями мадам Гао, скажем, никак не соотносится с кажущейся реалистичностью корпоративных финансов, куда тоже окунается Дэнни), главный герой ведет себя как, простите, дурак. И только к концу мы поймем, почему - Дэнни так и остался внутри тем самым десятилетним мальчиком, который снова и снова переживает аварию; только к концу станет понятно, что такое сочетание несочетаемого - специальная задумка создателей.

В первых отзывах критиков хватало и сравнений с комиксом; давайте посмотрим, в чем разница между оригинальным и телевизионным «Железным Кулаком».

В комиксах родители Дэнни Рэнда вместе с сыном летят в Гималаи на поиски таинственного города К'унЛ'ун, чьего правителя отец Дэнни когда-то спас. После гибели родителей Дэнни тот самый правитель мальчика усыновляет. В сериале до последних серий не раскрывается причина путешествия Рэндов - и выясняется, что они хотели найти, в самом ли деле на одном из их китайских заводов Гарольд Мичем начал производить наркотики. Более того, отец Дэнни в комиксах когда-то сам имел возможность стать Железным Кулаком; в сериале об этом нам ничего не рассказывают.

Дэнни до самого последнего момента в сериале не знает, кто подстроил аварию самолета его родителей; он не знает, кто их убийца - и потому возвращается домой не только с жаждой мести в сердце, но и просто потому, что захотел вернуться домой.

Встреча с Коллин Уинг в сериале тоже стала другой - в комиксе они давно знакомы, в сериале же их встреча - случайность. Более того, никаких шур-мур у Коллин и Дэнни в комиксе не было - Дэнни был романтически связан с Мисти Найт, которая уже появилась в телевизионной вселенной MARVEL (в сериале о Люке Кейдже).

Изменениям подверглись не только главные герои, но и второстепенные. Так, Гарольд Мичем остался главным личным врагом Дэнни (в конце концов, как и в комиксе, на нем ответственность за смерть Хезер и Уэнделла Рэндов - хотя из прямой она в сериале превратилась в опосредованную), однако к встрече лицом к лицу сохранил ноги - в комиксе он потерял их, отморозив в Гималаях.

Уорд Мичем из брата Гарольда Мичема превратился в его сына; более того, из противника Дэнни он трансформировался в итоге в его... кажется, союзника? Конец сезона, по крайней мере, намекает именно на то, что теперь брат и сестра Мичем относятся к Дэнни Рэнду очень по-разному, а не собираются дружно мстить ему дуэтом за смерть Гарольда.

Помимо сравнений с комиксом, хочется обратиться и к тому самому whitewashing, в котором обвиняли шоураннеров. Можно было бы понять протесты, будь комиксовый герой азиатом; но он и был белым с самого начала. Более того, его основная функция в сериале - отличаться ото всех. Отличаться от монахов-азиатов в монастыре - в том числе.

Чего еще не заметили критики - и очень жаль, что не заметили, - это того, что сериал рассказывает, прежде всего, о том, как все герои-мужчины пропали бы без помогающих им женщин. Женские персонажи в сериале - это та самая главная сила, которая в сериале есть (а вовсе не энергия «ци»).

Дэнни  Рэнду вернуться к его обычной жизни помогает Джери (Кэрри-Энн Мосс).

Не раз его спасает Коллин (Джессика Хенвик) - хотя казалось бы, именно Дэнни самый крутой парень во всем Нью-Йорке.

Ему помогает  Клэр Темпл (Розарио Доусон, еще один мостик к будущей общей вселенной Защитников) - и где бы он был без той помощи.

Главная ценность для отца  и сына Мичемов - Джой Мичем, и именно она в семье единственная не ломается при трудностях.

Ну и, наконец, кто управляет преступным миром, если не мадам Гао?

Девочки правят миром, и спасибо «Железному Кулаку», что он так легко и непринужденно это показал.

Материалы по теме

  • Cтала известна роль Сигурни Уивер в сериале «Защитники»

    18 января 2017 / Редакция THR Russia

    Она будет противостоять Сорвиголове, Джессике Джонс, Люку Кейджу и Железному кулаку.

    Комментировать
  • Новые кадры: «Железный кулак» канала Netflix

    03 февраля 2017 / Редакция THR Russia

    Премьера первого эпизода состоится 17 марта.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Железный кулак» канала Netflix

    07 февраля 2017 / Редакция THR Russia

    Первый сезон «Железного кулака» будет состоять из 13 эпизодов. Премьера состоится 17 марта на канале Netflix.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus