Рецензия на фильм «Со мною вот что происходит»

Рецензия на фильм «Со мною вот что происходит»

«Со мною вот что происходит», четвертый фильм театрального режиссера Виктора Шамирова (до этого были «Дикари» о бюджетном отдыхе на Черном море, «Упражнения в прекрасном» о запойной гастроли московского театра по глубинке и оправдавший свое название «Неформат» о нравственном росте простого российского актера) – строго говоря, киноклип, в котором под перебор гитары желтой мы всматриваемся в огни большого пирующего города. Однако вместо рязановского новогоднего оптимизма здесь – недоумение случайного человека, который дверью ошибся и попал на чье-то застолье: повод непонятен, кругом разнообразные не те. В канун Нового года Москва замерла в сплошной многокилометровой пробке: «Все стоят, потому что кто-то едет». Между Садовым кольцом и Белорусским вокзалом в траурном черном джипе маются трое. За рулем – Тема (Гоша Куценко), медиум-менеджер, хлыщ в пальто. Рядом – брат Валя в вязаной шапочке (Шамиров), битый волгоградский интеллигент, старше, суше и, кажется, намного мудрее. Сзади – соседская девочка лет пятнадцати (Саша Петрова): ее маму с сожителем за дебош забрал наряд, ключей от квартиры нет, и школьница заночевала в подъезде. Город сияет витринами и гирляндами, скоро дадут салют, но из салона джипа все это выглядит как фальшивые елочные игрушки. У братьев в Волгограде умирает отец, и старший вылетает к нему ближайшим рейсом. Младший никуда не летит: «У меня корпоратив – это очень важно». Он сует в магнитолу диск Микаэла Таривердиева и с хрипотцой, запинаясь и немного фальшивя, поет заглавную «Со мною вот что происходит» – исполнить на вечеринке любимую песню босса почему-то важнее, чем попрощаться с папой. Телевизионная картинка (снятая на цифру, преимущественно восьмерками), несколько декораций (квартира, ресторан, авто) и серия сцен на натуре – это маленькое, очень камерное кино. И в этом его сила. Вслед за новым кинотермином «прокат-самокат» (это когда картину показывают по клубам и лекториям, без сильного дистрибуторского плеча) в России пора вводить «самосъем» – для фильмов, снятых без гос- или продюсерской поддержки, на карманные деньги, просто потому, что нельзя не снять.

Так, на свои, по-любовно договорившись с группой, делал «Пока ночь не разлучит» Борис Хлебников. Так же снимал Шамиров: за 9 миллионов рублей, в квартирах приятелей и пиратским, несанкционированным образом на московских улицах, разбегаясь от нарядов ДПС и сотрудников ФСО. Авторская интонация Шамирова – зрелая меланхолия. Его фирменный почерк – нецелевое использование Куценко (в «Упражнениях…» тот появлялся в предурацком парике, а в новом фильме и вовсе изображает печальный кабачок в водолазке), блистательная работа в кадре (персонаж Шамирова в шапочке здесь, пожалуй, самый трогательный), негромкие ироничные диалоги и, одновременно, искусство поддержания пауз. В общем, достаточно, чтобы в графу «любимые российские режиссеры» начать вписывать и эту фамилию. «Со мною вот что происходит» – о том, как проходит мимо чужой календарный праздник. О кашице вместо снега; о роже, которая лезет в окно и просит полтинник, хотя ты просто дорогу спросил; о пробках и снова о пробках; о чае по пять баксов; о том, что новогодняя Москва – неуместно шумный и довольно утомительный город. Да и в целом реальность, в которой в мобильном тебе обещают только проблемы, а стоит сказать «Я люблю тебя, папа», как садится аккумулятор, тоже какая-то ошибочная, чужая, план на нее был иной: «Хотел стать человеком, а стал – бирюлькой от часов».
С растерянным выражением Куценко слушает истерику случайной и безразличной ему любовницы («Как мало ты смог у меня взять – только кровать!»). Шамиров поправляет нелепую шапочку. Петрова смотрит куда-то в окно. Только кажется, что одному удалось все, другому – ничего, а у третьей все только начинается. По Шамирову жизнь – не та штука, которую можно измерить банковским счетом или календарем: она просто продолжается, а салют бьет вне зависимости от того, готов ты к нему или нет.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus