В день 35-летия самого первого фильма Саги редакция THR.ru перелистала подшивку архивных номеров The Hollywood Reporter и отыскала самую первую рецензию на картину Джорджа Лукаса, опубликованную на третьей странице (тогда еще) газеты от 20 мая 1977 года.
«Звездные войны», фильм Lucasfilm Ltd. для 20 Century-Fox, определенно может стать классикой научно-фантастических и фэнтезийных фильмов. В любом случае, лента еще долго будет удивлять зрителей все возрастов.
Фильм, написанный и поставленный Джорджем Лукасом и спродюсированный Гэри Курцем, великолепен сам по себе, а сценарий и обаятельные актерские работы добавляют человеческий элемент к убедительным техническим аспектам. Лукас скомбинировал превосходную комедию с драмой, усилив все это чрезвычайно эффектными космическими баталиями. Привлекательные герои с благородной миссией и гадкие злодеи, вершащие трусливые дела, обрамлены самыми невиданными спецэффектами, озаряющими киноэкран.
Дизайн C3-P0 основан на внешнем облике робота из «Метрополиса» Фритца Ланга.
История разворачивается «давным-давно в не такой уж далекой Галактике», где зловещий Уилхуфф Таркин (Питер Кашинг) правит галактической Империей со своей Звезды Смерти – огромной искусственной планеты, населенной имперскими штурмовиками. Принцесса Лея Органа (Кэрри Фишер), одна из лидеров сил сопротивления, заполучает чертежи Звезды Смерти, обнаруживающие ее уязвимое место. Когда Лею берут в плен, она успевает отправить эти схемы Бену «Оби-Ван» Кеноби (Алек Гиннесс), последнему из рыцарей Джедаев, которые были когда-то хранителями мира и справедливости, и питали свое могущество из «Силы» – мистического энергетического поля, генерируемого всеми живыми существами. Кеноби вербует Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), унаследовавшего «Силу» от отца, тоже бывшего рыцарем Джедаев, и в компании Хана Соло (Харрисон Форд) – самодовольного и циничного космического контрабандиста, чьими кораблем и услугами они воспользовались, посулив несметные богатства – они отправляются на спасение принцессы и всего мира.
Кашинг и Гиннесс невероятны в своих образах, а Фишер, Хэмилл и Форд наделяют персонажей яркими характеристиками, наполняя их юношескими энергией и страстью, благодаря которым они способны превратиться в героев, несмотря на очаровательную незрелость. Тоже, к слову, работающую на общий задор. Виновником комичного также можно считать вечно ноющего робота-пессимиста (Энтони Дэниелс) и самодвижущийся компьютер (Кенни Бэйкер), парочку, оказывающуюся одними из самых очаровательных персонажей, когда-либо появлявшихся в кино.
Харрисон Форд, сыгравший Хана Соло, снимался у Лукаса в эпизоде «Американских граффити».
Дэвид Прауз верховодит в образе лорда Дарта Вейдера, рыцаря Джедаев, перешедшего на сторону зла, а Питер Мэйхью забавен в роли Чубакки – примата (родом прямиком из «Планеты обезьян») и лучшего друга Соло. Благодарить за успех невероятных персонажей стоит супервайзера по механическим эффектам Джона Стирса, художника по костюмам Джона Моло (чьи футуристические одежды действительно роскошны) и гримера Стюарта Фриборна.
Техники тоже постарались на славу, но их слишком много, чтобы перечислить всех. Достаточно сказать, что каждый член команды должен страшно гордиться своим невероятным вкладом в ленту. Специального упоминания, однако, заслуживают фантастические эскизы Джона Барри, превосходная операторская работа Гилберта Тэйлора, специальные фотографические эффекты Джона Дикстры (с большой выдумкой использовавшего лазерные лучи и другие технологические приспособления), и великолепный монтаж Пола Хирша, Марши Лукас и Ричарда Чью. Джон Уильямс написал богатый пышный саундтрек, обволакивающий в исполнении Лондонского симфонического оркестра. И его важная часть – звуковая система Dolby, благодаря которой музыка кристально чиста, а в сценах сражений звук окутывает громовыми тучами, не вызывая при этом никакой дезориентации.
Творческие тандемы, секс-символы, молодые дарования, харизматичные джентльмены, режиссеры-универсалы и актеры-скандалисты — THR выбрал самых заметных деятелей кино, поразивших нас в уходящем году.