Американизация аниме: от дуэта Вачовски до Стивена Чоу

Американизация аниме: от дуэта Вачовски до Стивена Чоу
«Плачущий убийца»

К родным комиксам в киноиндустрии США давно нашли подход (супергеройские боевики исправно собирают сотни миллионов долларов), а вот с японскими графическими новеллами – сплошные неудачи. Возможно, ситуацию исправит «Призрак в доспехах» – артисты подобраны с умом, декорации впечатляют, масштаб постановки – тем более. Смущают разве что незнакомые нотки в истории, и тут приходится рассчитывать на визуальные находки Руперта Сандерса – режиссера несомненно талантливого и дотошного, не сумевшего как следует развернуться в сюжетно камерной «Белоснежке и охотнике» (2012).

В этом материале мы поговорим о предшественниках «Призрака в доспехах» и прикинем, какие голливудские ремейки аниме ждать в будущем.

«Спиди Гонщик» (2008, реж. Лана и Лилли Вачовски)

Наш топ построен по простой формуле «от лучших к худшим», но «Спиди Гонщика» тандема Вачовски к шедеврам при всем желании не причислишь. Однако подумать только – были же времена, когда Лана и Лилли дружили с продюсером Джоэлом Силвером и получали от Warner Bros. неограниченную смету на любые затеи! Катастрофический провал «Восхождения Юпитер» расставил точки над i – WB делает новую «Матрицу» без участия дуэта, а сами Вачовски теперь с размахом творят на телевидении (в мае на Netflix выходит второй сезон «Восьмого чувства»).

Но вернемся к «Спиди Гонщику» – формально семейной ленте, снятой по одноименной манге и мультипликационному сериалу из 60-х за невероятные $120 млн. При помощи мастера по спецэффектами Джона Гаэты, реализовавшего знаменитый «bullet time» в «Матрице», Лана и Лилли оживили фильм, целиком поставленный на фоне зеленого экрана. События происходят на ультразвуковой скорости – главный герой в исполнении Эмиля Хирша штурмует пьедестал гоночного чемпионата, молнией носясь по замысловатым трассам-аттракционам.

Яркие цвета, мультяшные шлейфы, контраст переднего и заднего планов (точь-в-точь как в аниме) – «Спиди Гонщика» совершенно точно ни с чем не спутаешь. От зрелищных заездов – бампер к бамперу, крыло к крылу! – дух захватывает, так что в верности неофициального слогана «Машина – живой организм, а спортсмены – артисты!» пропадают всякие сомнения.

Увы, WB не помогла мощная рекламная бомбардировка, а Вачовски – прежние заслуги. Вероятно, и детям, и родителям трудно было воспринимать откровенно артхаусную подачу действия – фильм громко сдулся в прокате, хотя создатели и отбили часть затрат за счет продажи сопутствующих товаров (в основном, игрушек).

Напоследок заметим, что Лана и Лилли подключились к проекту только в 2006 году, тогда как в разработке он находился с 1992-го. Вместо них у руля могли оказаться Альфонсо Куарон и Джульен Темпл, а сценарий переписывался несколько раз. Хотя казалось бы – детское, спортивное, максимально близкое рядовому зрителю кино… А уж как расстроились фанаты азиатской анимации! Их, кстати, понять сложнее всего – оригинал ничего общего с японскими мультфильмами 90-х и 00-х не имеет.

«Плачущий убийца» (1995, реж. Кристоф Ганс)

Следующий в списке – «Плачущий убийца», основанный на манге Crying Freeman (1986–1988), имеющей аниме-адаптацию (1988–1994). Кристоф Ганс, известный бережной экранизацией серии видеоигр Silent Hill, и на заре карьеры трепетно обходился с чужим материалом – текст долго полировался, а финальные правки вносил Роджер Эвери, соавтор «Криминального чтива». Получив свой «Оскар», он, как правило, подписывался на проекты как «script doctor», чем и заработал на три дома на трех континентах.

«Плачущий убийца» повествует о японском гончаре Ё Хиномуре, похищенном китайской бандитской группировкой «Сыны драконов». При помощи веществ и гипноза триада «зомбировала» Ё, сделав его первоклассным киллером, – с жертвами он расправляется со вкусом и без эмоций, однако оплакивает их (в нем борются две личности).

Ё сыграл Марк Дакаскос, причем внушительно – и речь не только о трюках, он не затерялся на фоне привычно колоритного Чеки Карио. В отличие от манги, Дакаскосу пришлось изрядно попутешествовать между материками, несмотря на более чем скромный бюджет боевика. Эффектная постановка и обильный символизм, свойственные «Братству волка» (2001) и «Сайлент Хиллу» (2006) Ганса, характерны и для «Плачущего убийцы». Слегка наивная, эта лента стоит особняком от других экранизаций манги, что немудрено – основана-то она на реалистичной истории.

«Кулак Северной Звезды» (1995, реж. Тони Рэндел)

В Японии комикс и мультсериал «Кулак Северной Звезды» стали едва ли не главным культурным феноменом 80-х, но права на их американскую перепевку, кажется, были приобретены за гроши – бюджет появившейся в 1995 году картины составил всего $7 млн. При том, что действие развивалось в выжженном ядерной войной мире, результат вышел так себе: горстка актеров, минимум общих планов, дерганый монтаж, сводящий на нет хореографию схваток… Да, Джорджу Миллеру удавалось выкручиваться и воссоздавать впечатляющий постапокалиптический мир и с меньшей сметой (см. «Безумный Макс» и «Безумный Макс 2»), но Тони Рэндел – режиссер явно меньшего калибра.

Стоит ли знакомиться с голливудским ««Кулаком Северной Звезды»? Если только ради Криса Пенна, изобразившего образцового мерзавца, постоянно бросающего веские фразы вроде «Эх, как непросто быть сволочью».

«Кайт» (2014, реж. Ральф Зиман)

«Кайт», как и «Плачущий убийца», выбивается из общего ряда. Оригинал Ясуоми Умэцу прогремел в конце 90-х далеко за пределами Японии – и все из-за формальной принадлежности к хентаю. Мы рекомендуем к просмотру цензурированную версию, без абсолютно грубейших и тупейших сцен порнографии (для детища Умэцу этот ход оказался лучше любой рекламы), – с многослойными боевыми сегментами, трогательными героями и забавными каламбурами. То же можно сказать о «Красотках-головорезах» (2000), еще одном изобретательном криминальном боевике Умэцу, испорченном безвкусным хентаем.

В голливудской экранизации «Кайта» постановщики, естественно, отказались от любых намеков на порнографию, а рейтинг «R» картина получила за правдоподобное насилие – по сюжету, подросток Сава идет к венцу бандитской пищевой цепочки, мстя за смерть родителей. Вендетта вершится в мире, пережившем финансовый коллапс, и авторам, кстати, даже не пришлось напрягаться со спецэффектами – они просто заглянули в Йоханнесбург, многие кварталы которого имеют крайне дурную репутацию.

Обычно «Кайт» Зимана обвиняют в том, что драки и перестрелки решены менее виртуозно, чем в первоисточнике, плюс в утратившем всякий трагизм сюжете. В широкий прокат лента не попала, на Metacritic – всего-навсего семь рецензий. Обойденный вниманием прессы, фильм на свою беду угодил под каток разозленных аниме-фэнов, – иначе как объяснить до смешного низкий рейтинг на IMDB?

«Драконий жемчуг: Эволюция» (2009, реж. Джастин Вонг)

Последний в подборке – «Драконий жемчуг: Эволюция», спорная попытка ужать до полуторачасового формата культовую мангу Dragon Ball (1984–1995) Акиры Ториямы и мультсериал 1986–1989 гг. Заполучив неплохого режиссера (Джастин Вонг) и именитого продюсера (Стивен Чоу, создатель комедийных боевиков «Убойный футбол» и «Разборки в стиле кунг-фу»), лента поскользнулась на сценаристе – годы спустя Бен Рэмси публично извинился перед поклонниками цикла за халтуру. В случае «Драконьего жемчуга» Рэмси, по его собственному признанию, интересовали только деньги – имея нулевое представление о комиксе, он сочинил откровенно проходное чтиво.

Из-за Рэмси фильм лишился самобытного юмора и мордобоя, отличавших мангу. Единственное светлое пятно – эксцентричный образ Чоу Юнь-Фата, перекликающийся с плутоватым мастером единоборств из комикса. В остальном «Драконий жемчуг: Эволюция» ничего общего с творением Ториямы не имеет.

Что дальше?

Мы сознательно обошли стороной «Грань будущего» (2014), базирующуюся на ранобэ (обильно иллюстрированный роман) All You Need Is Kill Хироси Сакурадзаки, и «Олдбоя» (2013), служащего ремейком корейского хита, а не экранизацией одноименной манги. В прокате, что подтверждает общую тенденцию, обе картины не превзошли ожиданий. И хотя у «Грани будущего» вроде бы солидная касса ($370 млн), в Штатах блокбастер потерпел фиаско.

Будущее голливудских ремейков аниме не выглядит многообещающим – Warner Bros. уже несколько раз «замораживала» «Акиру», о «Ковбое Бибопе» с Киану Ривзом нет новостей, «Манускрипт ниндзя», «Евангелион» и «Блич» несколько лет стоят «на паузе», а «Боевой ангел» вышел из спячки только тогда, когда Джеймс Кэмерон, чересчур увлеченный сиквелами «Аватара», пригласил на позицию режиссера Роберта Родригеса. Да, в августе на Netflix станет доступна «Тетрадь смерти», однако это не масштабная адаптация Шейна Блэка, а ее бледная тень, воплощенная посредственными постановщиками.

В общем, вся надежда на то, что Скарлетт Йоханссон в роли «майора» Мотоко Кусанаги будет достаточно убедительна.

P.S.: и почитайте наш материал о том, какие 10 аниме, на наш вкус, заслуживают того, чтобы их экранизовали в Голилвуде.

Материалы по теме

  • Звезда «Люка Кейджа» снимется в аниме-боевике «Боевой ангел»

    04 октября 2016

    Махершала Али - в крупном проекте Роберта Родригеса и Джеймса Кэмерона.

    Комментировать
  • 10 аниме, которые должен экранизировать Голливуд

    18 ноября 2016 / Ярослав Гафнер

    Литры крови, «взрослый» юмор, яркие персонажи – чем японская анимация может заинтересовать Голливуд? Разбираемся.

    Комментировать
  • Студия Warner Bros. экранизирует аниме «Вторжение титанов»

    19 января 2017 / Редакция THR Russia

    Продюсером может выступить один из создателей фильма «Фантастические твари и где они обитают».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus