Берлин 2013: Долгие аплодисменты, разочарования и прогнозы в дневнике Елены Слатиной

Берлин 2013: Долгие аплодисменты, разочарования и прогнозы в дневнике Елены Слатиной

Сегодня в конкурсе был представлен фильм, который, наконец-то, мне не понравился – «Ничья дочь Хэ Вон» корейца Хона Сан Су, входящего в четверку самых известных режиссеров Кореи – вместе с Ли Чxан Доном, Чханом Ук-Паком и Ким Ки Дуком. Сан Су преподает киноиcкусство в корейской киношколе, герои его фильмов довольно часто имеют отношение к кинематографу и время от времени появляются на экране с сумками роттердамского фестиваля, или что-то вроде того. Вот и Хэ Вон – ничья дочь – тоже мечтает быть актрисой. В самом начале фильма она встречает на улице Джейн Биркин, которая приглашает Хэ Вон пожить в своей квартире в Париже и хвалит ее английский. Правда, вскоре выясняется, что все это девушке только приснилось. Зато история душераздирающей любви Хэ Вон к профессору вполне реальна. В финале есть намек на то, что и это сон, но ситуация слишком узнаваема, чтобы быть сном. Да и сам прием – герою все приснилось – это что-то из области пошости. В общем, студентка влюблена в профессора, профессор тоже влюблен в красавицу-студентку, но он женат и у него есть маленький ребенок.

И вот он мечется между одной и другой, отравляет жизнь обеим, и постоянно страдает сам. Он клянется студентке в страстной любви, при этом до смерти боится, что кто-то увидит их вместе, затем уходит от жены, умоляет любовницу вернуться, сообщает ей, что любит ее безмерно, но тут же решает вернуться в семью. Лично у меня подобные страдания вызывают исключительно тошноту. И надрывные рыдания героя в финале могут тронуть сердце только любящей студентки, которая продолжает надеяться, что у них рано или поздно все будет хорошо, но надежда эта совершенно беспочвенна. Актриса, играющая Хэ Вон, потрясающе красива, и только это примиряло меня с этим нуднейшим фильмом, с которого многие ушли, не дождавшись финала. Второй на сегодня, и последний на фестивале конкурсный фильм – «На моем пути» француженки Эммануэль Берко с Катрин Денев в главной роли. В центре сюжета – снова судьба 60-летней женщины, муж которой ушел к барышне помоложе, а героиня вынуждена жить с матерью со скверным характером. Увы, я этого фильма не видела, поскольку ходила на интервью к Ноа Баумбаху и Грете Гервиг – соавторам фильма «Фрэнсис Ха», показанного в Панораме. Те, кто уже успел увидеть картину, признают ее чуть ли не лучшим фильмом фестиваля. Вчера на официальной премьере огромный зал Фридрихштадт Паласа был набит битком, а люди устроили фильму самую длинную на фестивале овацию – Грета Гервиг на сцене даже расплакалась от чувств. Фильм куплен для российского проката молодой компанией «Экспонента плюс», и будет выпущен в июне 2013. Я сегодня пригласила Грету на московскую премьеру, на что она отреагировала очень восторженно, сказала, что никогда не была в России, хотя давно мечтала. Под финал на фестиваль прибыли Эмма Стоун и бородатый Николас Кейдж, который представил вне конкурса мультфильм «Семейка Крудс». В общем, по количеству медийных лиц фестиваль тоже выполнил свой норматив. Вечером в субботу жюри вручит свои призы. И спрогнозировать их расклад в этот раз куда сложнее, чем обычно. Конечно, все эти прогнозы – детская игра, но почему бы в нее не сыграть. Я все же осмелюсь. Прежде всего вспомним, что жюри возглавляет Вонг Кар-Вай – мастер изящного киноискусства. Но ни одной ленты, отвечающей его представлениям о прекрасном (хотя откуда мне знать, какие у него представления) я в конкурсе не встретила, поэтому от жюри стоит ждать решения радикального.
Осмелюсь предположить, что главный приз будет отдан казахской картине «Уроки гармонии». Во-первых, Казахстан для Берлина территория новая и незнакомая. Во-вторых, в фильме затронуты весьма актуальные и даже шокирующие запад социальные проблемы – например, безнаказанное насилие в школе и пытки детей в тюрьмах. Во-третьих, фильм дебютный, а поддержка начинающего режиссера – это в духе Берлинале. Хотя этот начинающий на вчерашней пресс-конференции заявил (а потом еще раз повторил), что он считает, что с преступниками нужно обращаться ровно так, как они обращаются со своими жертвами (то есть – мочить их нещадно), хотя по сюжету фильма в преступлении обвиняют 13-летних детей, и их вина не доказана. Это заявление несколько покоробило европейскую прессу, как, собственно, и изображение пыток в фильме. Но тем не менее – если не главный, то один из призов «Уроки гармонии» получат. Приз за режиссуру, думаю, отдадут Ульриху Зайдлю – немецкое кино непременно должно получить важную награду, а Зайдля (которого я, увы так и не посмотрела) все мои коллеги оценивают очень высоко. Приз за женскую роль, полагаю, достанется чилийке Паулине Гарсии за «Глорию». Несмотря на обилие блестящих женских работ в конкурсе, эта, мне кажется, больше всех достойна награды. За мужскую роль наградят Пола Радда или Эмиля Хирша (или их обоих) за «Властелина пробоин». Помимо них в конкурсе есть весьма ординарная актерская работа Мэтта Дэймона (но он давно уехал), неплохая роль Александра Яценко (но его образ не был оценен европейской прессой) и на мой взгляд чудесная, но не оцененная российской прессой роль Джуда Лоу (которая, однако, не из тех, что награждают на фестивалях). Так что, остаются только герои роуд-муви Дэвида Гордона Грина. Лучшим оператором очень хочется назвать Павла Костомарова, но именно он именно уже получал эту награду за фильм «Как я провел этим летом» в 2010 году – поэтому ставлю на «Камиллу Клодель». Награду за лучший сценарий отдадут румынской «Поза ребенка» – сегодня она уже получила приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. И какой-нибудь важный спецприз достанется Джафару Панахи, потому что его фильм-поступок нельзя не оценить. Не исключено, что я промахнулась во всех пунктах. Однако в данном случае можно только позавидовать жюри, которым предстоит очень непростой, но очень интересный процесс принятия решения.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus