Берлин 2013: Гражданский поступок и фестивальное невезение Стивена Содерберга в дневнике Елены Слатиной

Берлин 2013: Гражданский поступок и фестивальное невезение Стивена Содерберга в дневнике Елены Слатиной

Джуд Лоу не просто необычайно красив, но и с каждой ролью его профессиональный уровень растет все выше и выше. Доктор Ватсон, Каренин и, вот, доктор Джонатан Бэнкс из нового фильма Стивена Содерберга «Побочный эффект», который был сегодня показан в конкурсной программе. Джуд играет там психиатра, лечащего врача Эмили Тейлор (Руни Мара) – неуравновешенной девушки, склонной к суициду. Однажды она принимает препарат от повышенной тревожности, который дает побочный эфферкт – девушка совершает неадекватные действия во сне. Герой Джуда пытается разоблачить производителей и распространителей препарата, но история дает слишком неожиданный сюжетный поворот. «Побочный эффект» – очень крутой психологический триллер и не вполне фестивальное кино, которое выйдет у нас в прокат уже 28 февраля. Содерберг, тем временем, в очередной раз заявил, что собирается уходить из кино. Ничего не поделаешь, Стивен устал – за 24 года в киноиндустрии он снял 29 фильмов, их которых лично я знаю 25 и почти все люблю. Он получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах за «Секс, ложь и видео» в 26 лет, и с тех пор ни один актер ни разу не отказался сниматься у него. В 2000-м был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший режиссер» сразу за два фильма – «Эрин Брокович» и «Траффик», и выиграл сам у себя. Довольно часто Содерберг выступает на своих проектах в качестве оператора под псевдонимом Питер Эндрюс и сам монтирует, подписывая себя в титрах женским именем Мэри Энн Бернард. А еще он всегда вписывает туда свою жену – журналистку Жюль Эснер «за вдохновение при создании женских персонажей».

Стивен Содерберг – отличный парень, лично мне будет его не хватать. В конкурсе Берлинале он участвует уже в четвертый раз, никогда ничего не выигрывает, и, тем не менее, не капризничая, ездит сюда снова и снова. В этот раз, похоже, призы ему снова не светят – единственным претендентом может быть разве что Джуд Лоу. Прекрасных мужских ролей в конкурсе пока крайне мало – только Лоу, Мэтт Дэймон и наш Александр Яценко. Зато среди конкуренция среди актрис растет с каждым днем. В показанном сегодня биопике «Камилла Клодель» совершенно блистательно сыграла Жюльетт Бинош. Забавно, но в 1988 году в конкурсе Берлинале уже был фильм с таким названием, главную роль там исполнила Изабель Аджани, получившая за нее актерского Золотого Медведя. Жизнь самой Клодель сложилась очень трагически – юная француженка-скульптор была красива, талантлива, и даже поступила учиться к самому Родену. У них случился роман, и Камилла забеременнела от него, но выносить ребенка не смогла – это загнало ее в жуткую депрессию. Однажды она уничтожила все свои работы, а после этого обвинила Родена в краже ее идей. Уже спустя много эксперты признали, что правда была на ее стороне, но тогда ей никто не верил: в 1905 году Клодель поставили диагноз – шизофрения, а в 1913-м, благодаря своей семье, она попала в клинику для душевнобольных. Врачи неоднократно сообщали родственникам, что Камилла в порядке, но они ее так и не забрали. Клодель провела в сумасшедшем доме 30 лет, там она и скончалась. Новое прочтение истории талантливого скульптора снял француз Брюно Дюмон, частый участник Каннского фестиваля. Его картина сосредоточилась на жизни Клодель времен заточения в клинику для душевнобольных – страшная судьба и страшный фильм. Но главным событием сегодняшнего дня все же стоит назвать премьеру фильма Джафара Панахи «Закрытый занавес». Это, собственно говоря, не совсем фильм, а скорее художественный перформанс – при этом с предельно внятным и ярким посланием. Для тех кто не знает, стоит сказать, что Панахи – знаменитый иранский режиссер, лауреат «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля, обладатель венецианского Золотого льва и берлинского Серебрянного медведя. В марте 2010 года Панахи был арестован и осужден на 6 лет за участие в акциях протеста против нечестных выборов в Иране, а также получил запрет на профессию и на выезд из Ирана в течение 20 лет. С тех пор по всему миру проходят пикеты в его поддержку: недавно даже у нас на открытии недели иранского кино, в программе которого и в помине не было никакого Панахи, самые именитые российские кинокритики – Андрей Плахов, Антон Долин, Алексей Медведев и другие – устроили пикет в защиту режиссера.
После ареста Джафар Панахи и не подумал прощаться с профессией. К счастью для него он угодил не в тюрьму, а под домашний арест, и довольно быстро снял фильм под названием «Это не фильм», участвовавший в 2011 году в конкурсе Каннского фестиваля. В этом «нефильме» режиссер зачитывал судебные предписания о том, чего ему делать нельзя, и потом делал картину из того, что не было запрещено. Например, в документе не было указано, что ему нельзя проводить кинопробы, поэтому часть ленты сделана именно так – вполне изящная попытка доказать властям, что заткнуть рот художнику не так-то просто. Во время создания своей новой работы Панахи заперт уже в своем загородном доме, поэтому пространства для творчества у него гораздо больше. Тут уже никаких уловок. Все очень кинематографично. Фильм начинается с того, что седовласый сценарист приезжает в некий загородный пустынный дом с собачкой, запирается там от мира, задергивает все занавески, завешивает оконные проемы черным полотном, запирается на все замки и начинает что-то писать. Так он работает несколько дней, но вдруг в его дом врываются странные люди – довольно нахальные, и с неясной целью. Парень оставляет девушку на попечение сценаристу, который страшно боится всего происходящего и совершенно не хочет проблем, но избавиться от дерзкой девицы ему не удается. Она, в общем-то, ничего особенного не делает, но постоянно напоминает о своем присутствии, полностью игнорируя его требования. В какой-то момент она начинает сдергивать все занавески с окон, и тут в повествование внедряется сам Панахи. Это его дом, и он не хочет жить за закрытым занавесом. Фильм оборачивается обращением автора к иранской интеллигенции, которая привыкла жить за семью замками и всего бояться. Сдерните шторы – как бы говорит мастер, избавьтесь от своего страха, живите при свете, выходите на улицы, и только так мы победим. Конечно, и сегодня у дворца стояли пикетчики с портретами режиссера в полный рост, на которых было написано – «Я не приехал в Берлин»... Антон Долин утверждает, что именно Панахи получит главного Золотого Медведя, и я разделяю эту точку зрения. Пусть это не совершенное кинематографическое произведение, но иногда поступок бывает важнее художественности.

Материалы по теме

  • Ретро втроем: 70 лет «Касабланке»

    25 ноября 2012 / Ярослав Забалуев

    Легендарная «Касабланка», впервые вышедшая на экраны семьдесят лет назад, по всем законам жанра и кинобизнеса должна была стать проходной мелодрамой. Правила нарушили три главных «Оскара» и беспрецедентная популярность картины, продлившаяся до наших дней. THR попробовал разобраться, как классическая, местами даже банальная лавстори дослужилась до звания лучшего фильма всех времен.

    Комментировать
  • Реакция Голливуда на бойню в Сэнди Хук

    14 декабря 2012 / Редакция THR Russia

    Киноиндустрия реагирует на стрельбу в Коннектикуте, призывая ужесточить контроль за оборотом оружия.

    Комментировать
  • «Фантастическая четверка»: что думают ученые?

    17 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Что убедительнее с точки зрения науки – монстр с каменной кожей или умение растягивать свое тело?

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора