Дэнни Бойл: «Юэн МакГрегор для меня – как кларнет для Моцарта»

Дэнни Бойл: «Юэн МакГрегор для меня – как кларнет для Моцарта»
Дэнни Бойл в Москве

На пресс-конференцию к выходу фильма «Т2: Трейнспоттинг» режиссер Дэнни Бойл энергично ворвался под саундтрек из фильма и мгновенно передал свой задор собравшимся. Отвечал ярко, образно, смеялся и шутил. Видно, что чувствовал себя свободно и в своей тарелке – в России он уже пятый раз: приезжал к нам представлять фильмы «Пекло», «Миллионер из трущоб» и «127 часов», а также по личным делам. В прошлом году вместе с дочками побывал на Байкале на свое 60-летие и остался от этой поездки в восторге, о чем и поведал журналистам в свой нынешний визит в честь выхода сиквела фильма «На игле». Вопрос был задан вообще-то про режиссуру открытия Олимпиады в Лондоне, которой занимался Бойл: режиссера попросили оценить открытие Олимпиады в Сочи и накреативить идей для открытия Чемпионата мира по футболу. Дэнни ловко вывернулся: поведал про путешествие на Байкал (4 дня и 4 ночи в поезде по Транссибирской магистрали!) и заявил, что если бы он и делал эту церемонию открытия, то только там. Позже Бойл ввернул и про Тарковского: «Для западных режиссеров он – Бог кинематографа. Когда изучаешь кино, понимаешь, что есть столпы киноискусства, как, например, «Гражданин Кейн» в США – и ваш Тарковский».

Но вернемся к «Т2: Трейнспоттинг» («На игле 2» скромно стоит в скобочках, чтобы не нарушать российские законы о пропаганде). Это сиквел-экранизация книги «Порно» Ирвина Уэлша о героях 20 лет спустя. Марк Рентон (Юэн МакГрегор) возвращается в Эдинбург и находит старых друзей все такими же. Кочерыжка (Юэн Бремнер) по-прежнему торчок. Кайфолом (Джонни Ли Миллер) нюхает кокс и занимается шантажом. Бегби (Роберт Карлайл) сидит в тюрьме и мечтает отомстить Рентону. У всех был шанс изменить жизнь к лучшему – но увы. Более того, даже попытка Марка сделать это приводит к краху.

Попытки снять сиквел предпринимались давно, но основной проблемой  было то, что Бойл и МакГрегор поругались после того, как в фильме «Пляж» по требованию студии Дэнни снял не Юэна, а Леонардо ДиКаприо. Конечно же, журналисты спросили, как парням удалось помириться. «Мы не разговаривали годы, это правда. Доходило до смешного: как-то раз мы оба были в Шанхае, летели назад в Лондон одним рейсом, сидели в самолете в одном ряду и не разговаривали все 9-12 часов полета. Ну, вы знаете нас, британцев: мы не очень умеем выражать эмоции. Но потом, мы, конечно, поговорили. Юэн – прекрасный человек, очень благодарный и щедрый». Дальше Дэнни по-настоящему пробило на эмоции при рассказе о любимом актере – волновался, не мог подобрать слова! «Здорово, что мы с ним снова работаем вместе. Для меня он словно кларнет в музыке Моцарта - это за гранью прекрасного, он великолепно звучит в моих картинах. Услышать от него снова этот монолог «Выбери жизнь»… Вообще, когда я узнал, что ему уже 47 – был в шоке! Говорю ему: ты до сих пор отлично выглядишь! А он такой: да у меня сердце уже не то. Для меня со сценаристом Джоном Ходжем «Трейнспоттинг 2» получился очень личным фильмом о времени и возрасте мужчин – и чтобы снять такой фильм, нужно было вернуть эти личные отношения с Юэном МакГрегором».

Спросили режиссера и о компромиссах: приходилось ли ему идти на них ради своих фильмов – и, в частности, пробовал ли он сделать «Трейнспоттинг» в другой возрастной категории? «Что прекрасно в этих персонажах – у каждого их них есть свой голос, уникальный, временами раздражающий. Они смешные, индивидуальные и очень четкие. Они вышли из класса людей, чьей голос обычно отрицается. Герои отказываются быть традиционными жертвами. Вы можете считать их грубыми, настоящими злодеями – но для меня они просто те, кто они есть. И я никогда бы не пошел на компромисс в выражении их права на голос. Если бы мы согласились сделать рейтинги PG13, могли бы заработать гораздо больше денег – но я никогда не пойду на такое. Голливуд все время хочет от тебя подобного ради денег. Но я не иду на компромисс. Как раз недавно обсуждал это с Ларсом фон Триером: он тоже снимает кино на сложные темы, и мы обсудили, что нам важно именно их доносить до зрителя».  Бойл развил эту мысль, признавшись, что в сиквеле «Трейнспоттинга» ему было важно показать, как именно происходят все ужасные вещи, показанные в фильме. «Если хочешь получить миллионный бюджет – из жадности или желания показывать взрывы каждые две минуты – придется следовать требованиям студии. Нам же важно было сохранить контроль над фильмом, поэтому мы работали с маленьким бюджетом. Качество нашего фильма – в миксе красивого и ужасного».

Фото: Геннадий Авраменко для Sony Pictures

Тема бюджетов и независимости прозвучала и при вопросе о франшизе «Чужой», к четвертому фильму которой Бойл почти был причастен, но очень быстро выбыл из проекта. «Я не очень хорошо умею снимать фильмы с огромным бюджетом. Блокбастеры – не мое. Я предпочитаю снимать что-то маленькое, агрессивное и авантюрное. Вот у «Пляжа» был большой бюджет, и мне это не понравилось. Я лучше управляюсь с небольшой группой людей,  каждого из которых знаю по имени и могу, словно евангелист, зажигать своими идеями. А в современных блокбастерах финальные титры идут 10 минут! Как вообще можно выучить все эти имена?»

Задали вопрос о возможном триквеле «28 дней спустя» - хотел бы Дэнни им заняться? «У меня есть идея третьей части, но не знаю, вряд ли я займусь ею сейчас, после сиквела "На игле", - рассмеялся Бойл. – С того момента, как вышел первый фильм, появилось столько зомби-муви, что для них осталось не так много идей, поэтому не могу рассказать вам, про что будет фильм».

Подняли тему Бенедикта Камбербатча, с которым Бойл работал над постановкой «Франкенштейн» (там же сыграл и Джонни Ли Миллер) – почему Дэнни не взял его в сиквел? «У вас очень популярен "Шерлок", да? – улыбнулся режиссер. – Бенедикт не подошел бы нашему проекту – он совсем другой актер. Вообще студия Sony Pictures провела фокус-группы еще до начала съемок сиквела и спрашивала людей, что бы им хотелось увидеть в фильме. Выяснились три вещи. Все хотели тех же четверых главных актеров, что и в первой части – так что никакого Лео ДиКаприо, извините. Все хотели, чтобы вернулся персонаж Келли Макдональд. И все хотели, чтобы саундтрек был таким же крутым, как и в первой части. Никто при этом не сказал ничего о том же режиссере, что жаль!»

Фото: Геннадий Авраменко для Sony Pictures

Помимо фокус-групп Дэнни работал и с группами реабилитации наркоманов, чья поддержка была бесценна – например, в сцене с протестами против католиков («Это была ирония, вы же понимаете, на самом деле мы не против католиков», - на всякий случай уточнил режиссер) эти группы очень смеялись, и их реакция помогла откалибровать юмор фильма. Бойл подчеркнул, что, по отзывам из этих реабилитационных групп, смотреть фильм больно – но, тем не менее, зависимым людям он помогает.

Ну, и главное – так что же такое «трейнспоттинг»? «Нам задавали этот вопрос много раз. Ответ есть в первой книге Ирвина Уэлша: это поиск поездов. Для меня эта книга – настоящий шедевр, как «Улисс». Великая классика о жизни рабочего класса, его определяющий голос», - пояснил Бойл и прокомментировал, почему он все-таки вставил в сиквел сцену с отцом Бегби из первого романа. «Это великолепная петля времени, которая расшифровывает название. Ностальгия, воспоминания играют в фильме важную роль. Когда мы становимся старше, для нас это едва ли не единственное утешение. Если бы время было прямой линией – это было бы ужасно: все хорошее осталось позади навсегда. Но время – это петля, в которой ты видишь связь между началом и концом, и в возрасте ты начинаешь это ценить. Вот почему бабушки и внуки так близки. И благодаря этому мы смогли вернуться к идеям первой книги и как бы заново окунуться в ее мир, объединить прошлое и настоящее».

Премьера «Т2: Трейнспотинг» в России – 8 марта. До этого картину покажут на Берлинском кинофестивале.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus