Дроны в кино. Достоинства и недостатки

Дроны в кино. Достоинства и недостатки

Этот материал был опубликован в ноябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Управляемые на расстоянии дроны, также известные как БПЛА (беспилотный летательный аппарат), применяются во всех сферах современной жизни, в том числе в Голливуде. Использование таких машин расширяет диапазон творческих возможностей режиссера, экономит средства и делает съемочный процесс безопаснее.

В частности, именно они позволили Сильвестру Сталлоне в процессе создания третьих «Неудержимых» снять самые головокружительные экшен-сцены. «Мы снимали с их помощью буквально все: от погони на танках до взрывающихся зданий и пролетающих мимо мотоциклов, — рассказывает Зив Маром, владелец компании ZM Interactive, занимающейся производством беспилотников. — Наша продукция может работать на гораздо более низкой высоте, чем вертолеты с камерами. В этом и заключается ее главная особенность».

На примере «Неудержимых» выделяется и еще одно важное преимущество дронов перед вертолетами — маневренность. Оснащенное камерой устройство вылетает из окна высотного здания и с легкостью возвращается обратно через то же окно. Однако есть одна проблема: в США для эксплуатации любых летательных средств до недавнего времени нужны были специальные разрешения (создатели «Неудержимых» этого счастливо избежали, поскольку фильм снимался в Болгарии).

Федеральный закон запрещал использование БПЛА в коммерческих целях. Но с конца сентября текущего года несколько ведущих компаний зарождающейся индустрии все же добились, пусть и с оговорками, права на работу.

Ситуацию во многом смогла переломить петиция от Американской ассоциации кино с просьбой разрешить внутреннее использование беспилотников в кино и на телевидении. Документ подписали семь ведущих компаний-кинопроизводителей, профессионально занимающихся аэрофотосъемкой.

«Все полеты будут производиться с предварительного согласия частных лиц и владельцев собственности, чье имущество попадает под объективы кинокамер, — указывалось в петиции. — То же касается и прохожих, случайно оказавшихся на территории, где проводятся съемки».

Федеральное управление гражданской авиации (FAA) продолжает работать над списком правил, которые упростят жизнь владельцам летательных аппаратов весом до 25 кг. С развитием технологий цифровые камеры становятся все компактнее и легче, поэтому со временем список ограничений на использование дронов в кино должен только уменьшаться. В поддержку этой инициативы высказался и вице-президент Американской ассоциации кино Нил Фрайд. «Беспилотные авиационные системы предлагают теле- и киноиндустрии инновационный и совершенно безопасный способ проведения съемочного процесса. Они открывают новые возможности для создания уникальных и по-настоящему захватывающих воздушных сцен».

Но не все разделяют данную точку зрения. «На мой взгляд, это довольно сомнительная затея, — говорит оператор и президент Американского общества кинематографистов Ричард Крудо. — Многие не понимают, что в неумелых руках БПЛА могут стать чем-то наподобие летающих газонокосилок. Необходимо придерживаться особенных правил безопасности во время их эксплуатации».

Другие, напротив, считают, что съемочный процесс благодаря дронам станет только безопаснее. Такой позиции придерживается оператор Дэн Кейнс. «В случае с беспилотниками мы рискуем гораздо меньше. К сожалению, полеты нередко заканчиваются трагедиями».

В 1982 году во время съемок «Сумеречной зоны» авиакатастрофа унесла жизни Вика Морроу и двух детей-актеров. В 2012-м неподалеку от южного побережья Австралии разбился вертолет — два члена съемочной группы, некогда работавшие с Джеймсом Кэмероном, погибли. А в начале 2013-го в результате несчастного случая в Калифорнии скончались три человека, снимавшие в тот момент одну из программ телеканала Discovery.

«Во время работы с БПЛА необходимо соблюдать правила безопасности. Только в этом случае можно уберечь съемочную команду от непредвиденных ситуаций, — отмечает Кейнс. — Нужно создать организацию и пригласить туда проверенных профессионалов, которые защищали бы права операторов дронов». В сущности, Кейнс предлагает сформировать еще один профсоюз.

«Во время триатлона, проходившего в Австралии в начале этого года, один из атлетов был серьезно ранен, когда небольшой летательный аппарат упал ему прямо на голову. Пришлось накладывать швы, — рассказывает представитель FAA Джим Уильямс. — Спортсмен так и не сумел завершить гонку». Непредвиденные ситуации, по словам Уильямса, могут произойти не только на земле, но и в воздухе: «В марте этого года беспилотник едва не столкнулся с пролетающим мимо самолетом».

Однако возможные риски не пугают кинематографистов из других стран. Дроны пользовались огромной популярностью в Великобритании: с их помощью были сняты многие сцены «Игры престолов» и сериала телеканала BBC «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл».

Не стоит забывать, что БПЛА здорово экономят время и средства. Благодаря им создатели третьих «Неудержимых» выполнили план по съемкам с воздуха за 10 дней вместо 38. Ежедневная стоимость при таком раскладе колеблется от $4500 до $8000, в зависимости от вида аппарата, типа камеры и количества вовлеченных людей. Как правило, хватает команды из двух человек — пилота и оператора. Вертолетная съемка, для сравнения, обошлась бы в сумму от $15 000 до $20 000.

Достоинства дронов не ограничиваются безопасностью в эксплуатации и финансовой выгодой. Использование таких машин, по мнению Кейна, предоставляет кинематографистам широкие творческие возможности. «Благодаря компактной летающей технике они могут добиться совершенно новых планов. Режиссерам теперь проще снимать сцены с одного дубля, к тому же они могут обойтись без громоздких операторских кранов».

И все же эти факты не сумели переубедить Крудо. «Да, дроны заняли определенную нишу в нашей индустрии. Но ощущение новизны закончится ровно в ту секунду, когда беспилотники, словно чума, проникнут во все стадии производства кино».

Материалы по теме

  • Доктор артхаус: Заметки рассерженного зрителя

    12 августа 2012 / Татьяна Москвина

    Есть ли у режиссера право методично очернять и дискредитировать действительность, в которой он живет и творит? Как быть, если «критическим» взглядом на родную страну молодые творцы проникаются по той простой причине, что это – самый простой способ попасть в фестивальную программу или быть зачисленным в ряды модного артхауса? В качестве ответа на эти вопросы THR предлагает рассуждения известного кинокритика и публициста Татьяны Москвиной.

    Комментировать
  • «Доктор» назван лучшим фильмом «Движения»

    28 апреля 2013 / Редакция THR Russia

    Омский фестиваль дебютов, завершившийся 28 апреля, подвел итоги.

    Комментировать
  • Рецензия: «Соседи. На тропе войны»

    22 мая 2014 / Джон ДеФор

    Комедия о борьбе со студенческой вакханалией, в которой Зак Эфрон вызывает омерзение и демонстрирует восхитительный торс.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus