Рецензия: «Цилиндр» в Театре киноактера

Рецензия: «Цилиндр» в Театре киноактера

Эту одноактную комедию выдающийся итальянский комедиограф написал в 1965 году. Действие происходит в бедном квартале Неаполя, где экономический бум соседствует с кризисом безработицы. В центре событий - две пары, живущие в одной квартире: молодые супруги Рита и Адольфо и пожилые Агостино и Беттина. Всем им грозит выселение из квартиры за неуплату, и тогда они придумывают искусную авантюру: Рита, разыгрывая из себя женщину легкого поведения, заманивает к себе клиентов, а потом обращает их в бегство, демонстрируя еще не остывшее тело якобы только что умершего супруга. С помощью цилиндра Агостино, возглавивший компанию аферистов, выступает как организатор всего представления, придумывает сценарий, проделывает трюки и манипулирует своими жертвами, попавшими в ловушку, мороча им голову, вызывая сострадание и сочувствие. Обычно клиенты убегают, не требуя назад свои деньги за предстоящие утехи. Но однажды богатый вдовец, раскрыв обман, решил их наказать, подняв цену «за услуги» до заоблачных высот.

Эту эксцентричную комедию с интригующим сюжетом поставил заслуженный деятель искусств РФ, директор театра Сурен Шаумян. Свой выбор именно этой пьесы «о делах давно минувших дней» он объяснил так: «Тема долгов за квартплату и невозврата кредитов сейчас у нас более актуальна, чем шестьдесят лет назад в Италии, а безысходная бедность стала обычным явлением. Ну а вопросы нравственного выбора, вопросы честности и чести, ответственности за близких людей – они актуальны для любой страны и для любого времени. Главная героиня, Рита, в итоге понимает, что есть понятия морали и нравственности, через которые она не может переступить. Этот ее выбор – путь к себе настоящей. И пусть не у всех он находит понимание, для нее важнее собственное представление о себе в мире и о мире в своей душе». Как тут не вспомнить в очередной раз размышления Иммануила Канта «о двух вещах, которые не перестанут удивлять человечество: звездное небо над нами и нравственность внутри нас»...

Этот спектакль стал своего рода экспериментом для режиссера-постановщика. Впервые наряду с артистами театра в нем заняты выпускники Летней Академии Никиты Михалкова, которая обосновалась в этом театре три года назад. В планах - начиная с осени будущего года сделать эту Академию круглогодичной. А в качестве преподавателей на четырех факультетах - актерском, режиссерском, операторском и продюсерском – приглашать не только российских «мастеров искусств», но и зарубежных профессионалов. Подобные Академии успешно работают в Италии и в США, вспомнить хотя бы знаменитые Нью-Йоркскую и Лос-Анджелесскую киноакадемии. Еще одно направление Театра киноактера – совместные проекты с Государственным академическим камерным "Вивальди-оркестром" под управлением народной артистки РФ Светланы Безродной. А еще регулярные юбилейные и творческие вечера. Например, был специальный вечер, посвященный 65-летию со дня выхода на экраны фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Мало кто знает, что основой этого фильма, вошедшего в «золотой фонд» отечественного кино, стал спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадева, поставленный Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым в 1947 году на сцене театра–студии киноактера.

Этот театр, первое в мире постоянно действующее театральное объединение киноактёров, был создан в Москве в декабре 1943 года и должен был стать своеобразной лабораторией по воспитанию киноактеров и режиссеров, а постановка спектаклей – методом предварительной подготовки фильмов. За годы существования в его труппе в общей сложности состояло более 700 киноактеров, среди которых были Борис Андреев, Марк Бернес, Янина Жеймо, Эраст Гарин, Марина Ладынина, Николай Рыбников, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова и множество других знаменитых артистов. В художественный совет театра входили наши крупнейшие кинорежиссеры: Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Юрий Райзман, Иван Пырьев, Григорий Александров. Да и сейчас в труппе театра немало имен, известных каждому любителю нашего кино: это народные артисты Инна Макарова и Олег Стриженов, Ирина Скобцева и Наталья Фатеева, Тамара Семина и Лариса Лужина. Хотя с каждым годом в труппу приходит все больше молодых киноактеров, среди которых и недавние выпускники Летней Академии Никиты Михалкова.

По признанию директора театра, их основной зритель - старая московская интеллигенция, живущая неподалеку, в самом центре столицы. На них, главным образом, и ориентируются при составлении репертуара, где есть место как проверенной классике («Безумный день, или женитьба Фигаро» Бомарше, «Дурочка» Лопе де Вега, «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, «Ты самая лучшая» по пьесе «Воспоминание» Алексея Арбузова), так и самым современным постановкам. 31 октября в театре Киноактера прошла очередная премьера: спектакль «Прекрасная жизнь» по пьесам Тонино Гуэрро. Этот спектакль состоит из двух историй - мужской и женской, каждая из которых зеркально отражает другую. Обе истории рассказывают о том, как к человеку на краю смерти приходит «ангел-спаситель». В главных ролях - Екатерина Волкова, Александр Пашков, Михаил Полицеймако, Дарья Сагалова.

Материалы по теме

  • Беги, Бузыкин, беги! «Осеннему марафону» Георгия Данелии - 35 лет

    17 декабря 2014 / Ксения Рождественская

    «Фильм мужских ужасов» в свое время готов был побороться даже за «Оскар». Но в дело вмешалась политика — после ввода войск СССР в Афганистан иностранцам резко разонравились советские ленты. Зато теперь картину Данелии изучают даже в американских киношколах. Об «Осеннем марафоне» и его главном герое — безотказном мерзавце и творце на распутье — рассуждает кинокритик Ксения Рождественская.

    Комментировать
  • Рецензия: «Танки» с Андреем Мерзликиным

    26 апреля 2018 / Григорий Черагин

    Военный роуд-муви на танках, которые изменят ход Второй мировой войны.

    Комментировать
  • Рецензия: «За бортом» с Анной Фэрис

    18 мая 2018 / Григорий Черагин

    Несмешной ремейк культовой комедии 80-х с Горди Хоун и Куртом Расселом.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus