Джон Карпентер: «Я не в состоянии смотреть свои фильмы»

Джон Карпентер: «Я не в состоянии смотреть свои фильмы»

Один из самых главных фильмов ужасов, если не самый главный, снова покажут на большом экране. 

Речь идет о «Хэллоуине» 1978 года, классическом хорроре, где убийца в маске Майкл Майерс бродил по улица городка в штате Иллинойс и наводил ужас на приходящую няню Лоури Строуд (эта роль сделала Джейми Ли Кертис звездой). Снятый за 300 тысяч фильм принес более 70 миллионов долларов и породил целый отдельный жанр «слэшер» и 9 сиквелов, ни один из которых не дотягивает до оригинала. В рамках фестиваля Fathom Events пройдет один показ фильма в четверг 29 октября, который будет представлять сам 67-летний режиссер. THR поговорил с режиссером и композитором не только «Хэллоуина», но и таких важных для жанров фантастика и хоррор фильмов, как «Побег из Нью-Йорка» (1981), «Нечто» (1982) и «Они живут» (1988).

Никогда не забуду, как впервые увидел «Хеллоуин» в 6 лет. Его тогда восхвалял Роджер Эберт. Вам помогла его поддержка?

Он был очень мил, что меня тогда удивило. Я подумал, что это очень странно. «Хэллоуин» шел в региональном прокате, всего на нескольких копиях, и рецензии были разгромными. Помню, что в одной было написано: «Карпентер не умеет работать с актерами». Я еще подумал: «О Боже, меня унижают перед страной». Но потом рецензии изменились. Фильм советовали друг другу, процесс занял долгое время, и я так и не узнал настоящего успеха.

Из-за «Хеллоуина» вас называют зачинателем жанра слэшер. Что вы на самом деле пытались создать?

Просто скромный фильм ужасов. У нас было очень мало денег и молодой актерский состав, за исключением Дональда Плезенса – у него получился классный психиатр с пистолетом. Но главный герой фильма, парень в маске, был не совсем человеком. У него не было характерных черт, эмоций. Он был как машина, воплощением абсолютного зла. Это то, что я хотел создать – зло из ниоткуда, что особенно пугает меня, зло без какого-либо прошлого и истории, которое может просто постучать тебе в дверь. Смысл был в том, чтобы вас напугать, вот и все.

Что за история с маской? Я слышал, что за её основу взяли лицо Уильяма Шетнера, хотя они и не похожи.

Нет, все было не так. Нам надо было выбирать, потому что у нас не было денег сделать маску. Так что наш художник пошел в магазин Берта Уиллера на Голливудском бульваре и купил 2 маски – маску клоуна и маску капитана Кирка. Ну то есть она была заявлена как маска капитана Кирка, но совсем не была похожа на Уильяма Шетнера, да и вообще ни на кого. Мы её покрасили, изменили форму глазниц, поправили кое-что с волосами – и вот, пожалуйста. Я бы хотел сказать, что это Шетнер, но это не совсем так.

Так что вы видите капитана Кирка, когда все остальные видят Майкла Майерса?

Да-да. Но я больше не смотрю этот фильм. Это невозможно! Я вижу все свои ошибки. Посмотрю немножко и говорю: «Каким местом я думал? Зачем я это сделал?!». Лучше не смотреть вообще.

А есть какие-нибудь ваши фильмы, которые вы смотрите и говорите себе: «Класс, ни кадра бы не изменил»?

(Громко смеется) Нет! Вы шутите? Я не могу смотреть свои фильмы. Это невыносимо. Господи!

Чем вас привлекла Джейми Ли Кертис на кастинге? Какой-то особый взгляд, может, крик?

Я не знал, что она актриса. Она просто пришла в офис, милая девушка, очень симпатичная. Она попала прямо в точку, добилась самого сложного – чтобы диалоги звучали реалистично. Она была прекрасна. И у неё все получалось отлично: напряжение, крики, все это. Я сделал правильный выбор, и у меня подобрался классный актерский состав. У неё сложилась карьера, и мы остались друзьями.

Вы видели её в сериале «Королевы крика»?

Да ну бросьте, я вас умоляю. Мне бы баскетбол посмотреть.

Как родилась идея «Хеллоуина 3: Сезон ведьмы»?

Мы хотели сделать совершенно новую историю. Я тупо подумал – видите, какой я глупый – что пора завязывать с парнем в маске. Я решил, что ничего нового про него уже не расскажешь. Так что мы придумали выпускать каждый год по «Хеллоуину», но всякий раз с новым сюжетом, без Майкла Майерса. Мы обратились к Найджелу Нилу, английскому писателю-фантасту, и у него родилась отличная задумка. Так все и началось.

Я недавно пересмотрел третью часть. Это довольно странный фильм. Что вы о нем думаете?

Я его давненько не пересматривал. Мне он очень понравился, он выбивается из общего ряда и тем и интересен. Я писал для него музыку. Это, наверное, единственный раз, когда я писал музыку для чужого фильма. Я даже не помню, как ее писал! Знаю только, что она есть.

К слову о музыке к фильмам, ваш саундтрек к «Хеллоину» - наверное, самый жуткий и самый любимый.

Спасибо! Он довольно простой – черт, должен сказать, что писать его было несложно. Я довольно простой композитор.

Как вы его придумали?

Отец научил меня играть на бонго. Он как-то подарил мне набор бонго на рождество. Мне было лет 13 или 14. Так что я просто сыграл это на пианино и вот, пожалуйста.

А откуда эти низкие тревожные ноты?

Это все на обычном синтезаторе. Знаете, древние синтезаторы, которые нужно было настраивать. С ума можно сойти, до чего дошел прогресс сейчас. У меня недавно вышел альбом Lost Themes и то, на чем мы там играли по сравнению с музыкой к  «Хеллоуину» - мужик, ты не поверишь.

Что появилось первым – музыка или фильм?

У меня было всего 3 дня, чтобы сделать музыку к фильму. Это был шаг вперед по сравнению с «Нападением на 13 участок» - там у меня был всего один день. Я практично подошел к вопросу потому что у нас не было денег на оркестр или композитора.

Начало фильма до сих пор меня пугает. Как к вам пришла идея снять всю сцену через глаза маски маленького Майерса?

Это была довольно непростая съемка длинным планом. Мы вошли в дом, прошли через него и вышли с другой стороны, по дороге приходилось менять свет. Мы поднялись по лестнице, убили сестру и снова спустились вниз. Это было сложно. Маску мы добавили уже потом, на постпродакшене.

А кому принадлежала рука Майкла?

Это была рука Дебры Хилл [продюсер «Хеллоуина» – прим.THR].

Хочу спросить вас о «Побеге из Нью-Йорка». Вроде бы нашелся сценарист для римейка. Что про это думаете?

Ну я тут совсем не причем (смеется). Мне никто ничего не рассказывает. Поймите, это история всей моей карьеры. Продюсеры – очень милые люди. Они обратились ко мне 6 месяцев назад и сказали: «Мы хотим, чтобы вы приняли участие». С тех пор никакой информации не поступало. Это история моей жизни.

Кто бы в идеальном мире мог сыграть Кобру Плискина [главный герой «Побега из Нью-Йорка» - прим. THR]?

Никто.  Я не знаю никого, кто мог бы его сыграть, кроме Курта Рассела. Лучше не спрашивайте меня.

Вы также судились с Люком Бессоном из-за плагиата, как раз по поводу этого фильма.

(Смеется) Много денег я не получил.

Вроде бы отсудили 80 тысяч, из которых получили 20. А сколько вы потребовали?

Без понятия. Правами на «Побег из Нью-Йорка» владеет компания CanalPlus. Люди оттуда пришли ко мне и сказали, что Люк Бессон украл мой сюжет для фильма «Напролом». И они прислали мне его, я посмотрел и, что сказать, да, украл. (Смеется). Вроде так нельзя делать. Надо изменить хотя бы пару вещей. Он теперь спасает дочь президента? Да хорош. Так что я обратился во французский суд. Классно, что мне ничего не пришлось делать. Это вообще мечта – тебе не надо даже появляться, все само происходит. И мы выиграли! Но все надежды на безбедную старость рухнули потому что мы не получили столько денег, сколько хотел CanalPlus. Они хотели прижать Бессона. [CanalPlus запросили в иске 3 миллиона долларов – прим. THR]

Компания точит на него зуб?

О да! У него другая компания, но, по-моему, у них есть какие-то совместные проекты. CanalPlus также хотели подать в суд на создателей игры Metal Gear Solid, которая тоже слизана с «Побега из Нью-Йорка», но я сказал им, что этого делать не надо. Я знаю создателя этой игры, и он приятный парень или хотя бы приятный в общении со мной.

А Бессон к вам обращался?

Нет! Ко мне никто не обращается. Вы меня не слушаете. Мне никто ни о чем не докладывает.

В этом году скончался Родди Пайпер. «Они живут» - еще один пример классики, на которую хотят сделать римейк. Как фраза Родди про жвачку попала в сценарий?

Это его фраза. Рестлинг – удивительный вид спорта, который надо рекламировать на телевидении. Так что у рестлеров есть крутые цитаты, которые они произносят в интервью перед матчем. У него были какие-то цитаты, которые он использовал или не использовал, и одной из них была «Я пришел сюда надрать задницу и жевать жвачку. И вся жвачка у меня кончилась». По-моему, это из его боя с «Плейбоем» Бадди Роузом. Мне она понравилась, и я решил ее использовать. Он был довольно изобретательным парнем.

А вы не хотели сократить эпическую 6-минутную сцену драки?

С чего бы мне ее сокращать? Нет, конечно. Можно ее как-нибудь подлинней сделать?

Вы знаете художника Шепарда Фейри, который использовал слоганы из «Они живут» для своей стрит-арт компании OBEY?

Да-да.

Вы с ним встречались?

Нет, он мне ничего не говорил. Видите, о чем я? Никто мне ничего не говорит.

И не платят вам.

Вот именно! Никто не обращается ко мне вежливо: «Вы знаете, я хотел бы сделать это и это». Все молчат, кругом тишина.

А что насчет «Хеллоуина»? Все считают, что вы заработали на нем миллионы.

Нет, ну денег я на них заработал. Мои дела идут неплохо. Я живу себе в удовольствие, смотрю матчи NBA, играю в компьютерные игры. Грех жаловаться.

Что насчет новых фильмов?

Может быть и сниму. Кое над чем работаю. Еще в следующем году выйдет новый альбом, продолжение Lost Themes.

Расскажете, о чем будут фильмы?

Нет, я вам ничего не скажу! Как только получим деньги и все будет круто – тогда и расскажу.

Материалы по теме

  • Хэллоуин не задался: 10 самых нестрашных хорроров

    31 октября 2014 / Редакция THR Russia

    «Явление», «Лепрекон» и сиквелы «Челюстей» – в нашем рейтинге, подготовленном специально ко Дню всех святых.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus