- Главная
- →
Кино- →
Экранизации Дж. Р. Р. Толкина: от лучших к худшимЭкранизации Дж. Р. Р. Толкина: от лучших к худшим
Ярослав ГафнерВ честь 15-летия «Властелина колец» Питера Джексона вспоминаем, кто еще пытался перенести Толкина на экран.Литературный эпос, придуманный Дж. Р. Р. Толкином, долго не хотел говорить на киноязыке. Права на постановку «Хоббита» и «Властелина колец» с середины 60-х переходили из рук в руки, но ничего толкового на экране не появлялось, а нереализованные сценарии навсегда оставались тухнуть в богом забытых чуланах и на чердаках на голливудских дачах. Впрочем, с рыцарскими романами всегда так – иначе бы мы не ждали затаив дыхание «Меч короля Артура» Гая Ричи, по-свежему взглянувшего на легенду родом из дома престарелых. Впрочем, к делу: сегодня исполняется 15 лет со дня премьеры «Братства кольца» – первой части киноэпопеи Питера Джексона. Хороший повод вспомнить официальные фильмы по Средиземью – еще раз умилиться, как хороши были в своих ролях Иэн МакКеллен и Шон Бин, и раздать тумаки халтурным (и не совсем) «взрывам из прошлого».
Кинотрилогии «Властелин колец» и «Хоббит» (2001–2003 и 2012–2014, реж. Питер Джексон)
На приключенческие блокбастеры новозеландца Питера Джексона многие поклонники творчества Толкина и критики смотрят косо – мол, в жертву эффектности здесь принесена философия трилогии. И действительно, в визуальном плане эти ленты смотрелись 15 лет назад таким же прорывом, как «Матрица» тогда еще братьев Вачовски. Студия Джексона Weta Digital, таланты специалистов которой признаны даже в жутко требовательной к качеству компьютерной картинки игровой индустрии, обеспечила впечатляющий видеоряд, подчеркнувший достойную игру вчера еще никому не известных актеров. Теперь-то, думаю, никто не жалеет, что от ролей во «Властелине колец» отказались Кейт Уинслет и Дэниэл Дэй-Льюис! И без них отлично получилось.
Фантазия Толкина невероятным образом сочетается с причудливой режиссурой Джексона, старающегося юморить по поводу и без, но при этом оказывающегося самой серьезностью в нужные моменты. Добавьте сюда еще запоминающийся саундтрек Говарда Шора (убийственно доходчивый, под стать дорожке «Гладиатора» Ханса Циммера), невероятные батальные сцены (плод передовых разработок Weta, в стенах которой компьютеров, кажется, даже больше, чем в Пентагоне) и отсутствие явных отступлений от текста Толкина – на выходе получите фэнтезийный шедевр, явление штучное, как уже упомянутый «Гладиатор» на сегодняшнем безрыбье масштабного исторического кино.
«Властелин колец», что удивительно, показывал более-менее стабильные сборы от ленты к ленте, хотя «Две крепости» вроде бы должны были вызвать максимум сонный интерес – все-таки середина истории, ни вступления, ни кульминации… Тем не менее, сиквел спас вовремя разветвившийся сюжет (Боромир и Гэндальф мертвы, Пиппин и Мерри в плену, Фродо и Сэм на пороге ада…) и, разумеется, фантастическое перевоплощение Энди Серкиса. Уверен, «Две крепости» большинство помнит как раз из-за Голлума.
С «Хоббитом» старый фокус у Джексона не прошел, несмотря на использование технологий из авангарда индустии. Две первые части смотрятся как по маслу, на одном дыхании, весело и беззаботно, а третья ощутимо тормозит, сверкая проплешинами пост-продакшна. Да и рот больше не открываешь, как при первом знакомстве с визуализированными назгулами, боевыми слонами, Шелоб и сногсшибательно красивым Минас Тиритом.
«Властелин колец» (1978, реж. Ральф Бакши)
Когда права на адаптацию «Хоббита» и «Властелина колец» достались продюсеру Солу Зэнцу, он несколько десятилетий добирался до Питера Джексона. Поначалу же все было куда проще – без 100-миллионных бюджетов и технологических революций.
Зэнц доверил экранизацию «Властелина колец» известному американскому аниматору Ральфу Бакши – в формате дилогии. Из-за финансовых проблем вышла только первая часть. Главное, чем удивляет мультфильм, – комбинация рисованных сцен и живых съемок. Во втором случае Бакши пришло на помощь ротоскопирование (обрисовка кадров), но результат невнятен – вплоть до жуткой дисгармонии, похожей на пластическую операцию на трупе. Особенно разочаровывает эпизод в Мории (самый напряженный момент «Братства кольца»), сделанный то ли наспех, то ли вообще без знакомства с литературным первоисточником. Да и совет у Элронда подан как проходная сцена.
Удивляет и то, что авторы вообще не утруждают себя разъяснениями, высыпая на голову гору имен и ситуаций. Джексон, напротив, медитативно потчевал зрителя болтливыми отступлениями на протяжении всей трилогии. А орки с нелепыми дубинами, психоделические задники, частые статичные планы… Претензий навалом. Но и похвалить Бакши есть за что – за правдоподобную моторику и мимику персонажей, достоверную прорисовку движений, запоминающиеся сцены вроде встречи Фродо и сотоварищами с назгулами в лесу. Недаром же фильм в 70-е так впечатлил Джексона, что он покадрово цитировал его в своей экранизации.
«Хоббит» и «Возвращение короля» (1977 и 1980, реж. Артур Рэнкин и Джулз Басс)
«Хоббит» и «Возвращение короля» Артура Рэнкина и Джулза Басса – телевизионные мультфильмы с гораздо меньшим бюджетом, чем у Бакши, и без экспериментов. Прицениться к ним следует хотя бы потому, что их рисовала студия Topcraft, после расформирования составившая ударную силу Ghibli Хаяо Миядзаки. Японская рука чувствуется во многом – особенно в дизайне персонажей (в той же кошачьей морде дракона Смога).
Обе картины – в какой-то мере мюзиклы, ориентированные исключительно на детскую аудиторию. Музыкальная составляющая особенно сильна в «Возвращении короля», представленном как выступление гондорского менестреля. Если «Хоббит» – вполне сносная экранизация, которой разве что кровищи и динамики не хватает, то «Возвращение» – набор бессвязных сцен для непосвященного с неправдоподобными диалогами из разряда «Джентльмены, боюсь вас зря побеспокоить, но, кажется, над нами кружит назгул». А вот батальные сцены здесь на голову лучше, чем в опусе Бакши (сливающаяся в мутное пятно живая массовка, наверное, снится в кошмарах тысячам фанатам). Напрягает в ««Возвращении короля» и то, что явления Арагорна народу сведены к минимуму, хотя король-то, безусловно, он. Да и Леголаса с Гимли, знаете ли, очень не хватает. Зато орки, горланящие хором маршевые песни, определенно удались.
«Приключения Хоббита» (1985, реж. Владимир Латышев)
У советской адаптации «Хоббита» ряд минусов (от камерности происходящего до отсутствия большинства фэнтезийного зверья), она во многом условна, но при этом ругать ее совершенно не хочется. Артистам ленинградских театров удалось чуть ли не невозможное – вдохнуть жизнь в персонажей повести, где их характеры обозначены разве что слегка (все-таки «Хоббит» – детская книжка). Ну, а постановщики не позволили себе сценарных вольностей. Короче, вы ничуть не пожалеете, если потратите час на просмотр занятного спектакля. Михаил Данилов в роли Бильбо – попадание в яблочко.
Отметим следующее – вряд ли создатели «Приключения Хоббита» связывались с владельцами прав на произведение. То же самое применимо к полнометражному мультфильму «Хоббит. Сокровища под горой» (1994) Романа Митрофанова и компании «Аргус», от которого уцелело лишь вступление с колоритным голосом Николая Караченцова.
Сериал «Хоббиты» (1993, реж. Тимо Торикка)
Финский сериал «Хоббиты» – вероятно, из тех телепродуктов, что могут примагнитить к экрану ребятню, но взрослого заставят лишь разочарованно покачать головой. Как «Чародей» и «Чародей: Страна великого дракона».
Бюджет у «Хоббитов» был так мал, что создатели смогли позволить себе лишь черно-белую гамму и некоторое количество незатыкающихся голов в кадре. В девяти 20-минутных эпизодах отражены приключения и Бильбо, и Фродо, но игра актеров часто напоминает кривляния, а главная визуальная удача – Боромир, представленный этаким самураем. Мало того, что с катаной, так еще и с выбритыми висками! Впечатляет.
«Хоббит» (1966, реж. Джин Дейч)
Короткометражный мультфильм «Хоббит» Джина Дейча (обладатель «Оскара», между прочим) – первая и по совместительству самая ужасная экранизация Толкина. Недаром она провалялась на дне чьей-то кладовки чуть ли не полвека после премьеры (она же – единственный показ), пока не очутилась на YouTube. Дело в том, что продюсеру Уильяму Л. Снайдеру кровь из носа нужно было снять «цветной фильм» по Толкину до 30 июня 1966 года, иначе он лишался прав на экранизации повести и трилогии. Продюсер и снял – руками Джина Дейча и его маленькой команды. Итог – психоделическое месиво статичных кадров с зачатками анимации, озвученное одним актером. Тут нет эльфов, гномов, троллей, вместо них – принцесса Мика, на которой Бильбо женился под занавес мультфильма. Гм, постойте, это точно «Хоббит»?
Материалы по теме
Питер Джексон отреагировал на критику десяти минут «Хоббита»
28 апреля 2012 / Илья КувшиновРежиссер считает, что публика еще не готова к тому, чтобы испытать технологию будущего – съемку на скорости 48 кадров в секунду – а отрывки, продемонстрированные несколько дней назад на выставке CinemaCon, были еще не завершены.
КомментироватьДолгая и трудная дорога к «Хоббиту»
19 октября 2012 / Редакция THR RussiaTHR стал свидетелем возвращения Питера Джексона в Средиземье – путешествие Бильбо Бэггинса далось ему труднее, чем история об уничтожении кольца.
Питер Джексон: «Я не понимал, какого черта я делаю с "Хоббитом"»
20 ноября 2015 / Редакция THR RussiaРежиссер трилогии рассказал о трудностях, которые преследовали его на съемочной площадке фэнтези-проекта.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: