ЭКСКЛЮЗИВ. 75 лет Андрею Кончаловскому: «Меня не интересует мнение критики»

Свою книгу «Возвышающий обман» (издана в 1999 году. — THR) вы начинаете с признания: «Я люблю себя. Если честно — я себя обожаю. Не знаю за что. Наверное, за то, что я умный, талантливый, красивый»…
Эту фразу нужно дочитать до конца — она на самом деле весьма иронична. Я знаю, во мне очень много всего, за что меня можно не любить, но себя надо принимать целиком и полностью. Это очень важно. Скажем, часто человек смотрит в зеркало, видит свое лицо и, причесываясь и умываясь по утрам, даже не подозревает, что у него на затылке огромная лысина. Так вот, хорошо бы видеть себя со всех сторон. И тогда, может быть, начнешь совсем по-другому себя воспринимать и любить. Но это просто метафора.
В наше время абсолютной обнаженности всех и вся перед телекамерами и на страницах печатных СМИ, когда приличным людям остается только прятаться от досужих репортеров, вы пустили журналистов в свой дом. Почему?
Я журналистов не пускаю в дом — только в переднюю. А дальше спальня, ночные туфли… Это личное пространство.
Значит, и в душу свою вы если кого-то и впускаете, то только в ее «переднюю»?
Конечно. Лишь некоторые обладают роскошью не бояться говорить о себе все. Но даже они выбирают, что поведать, а о чем умолчать. Сказать все невозможно — и глупо. Иногда жизнь нараспашку преследует определенную художественную цель. Например, «Исповедь» Руссо, романы Генри Миллера или произведения Маркиза де Сада шокируют, но мы понимаем, что они ценны именно откровенностью и тем, что она идет напрямую от автора. Если же подобный эпатаж — из конъюнктурных соображений, то есть «шокирую придумывая», то это совершенно другое дело. Мой рассказ — о самом себе и о том, в какие моральные глубины и дебри меня заносила судьба. И слава богу, что жизнь не испытывала меня «через колено»: не ставила перед лицом смерти или выбора, от которого зависела бы чья-то жизнь.
А если говорить об этической стороне?
Этика существует только для тех, кто ее осознает. А вообще в жизни ничто не обладает смыслом само по себе — все зависит от того, каким значением мы наделяем каждую вещь. Если вы считаете, что убивать нехорошо, — вы не убиваете. Если считаете, что казнить педофилов надо, — вы казните.
Так что этика вещь относительная, ее создало человеческое сознание, проецирующее чужую боль на себя. У животных ведь нет этики, но они тоже создания Божьи.
А совесть? Разве не по зову совести вы затеваете свой документально-художественный проект о заброшенных деревнях?
На этот вопрос сложно ответить однозначно. К своим моральным качествам отношусь с определенным скепсисом и предпочитаю их не обсуждать. Я снимаю эту картину просто потому, что вижу возможность сделать интересный фильм, — и совесть тут ни при чем. Понятие совести — это ваша собственная оценка исполнения или неисполнения обязательств, вот и все. Эти обязательства соответствуют культуре. Не грамотности или безграмотности: культура — это то, как человек ходит в туалет и как молится. Совесть — это лишь критерий оценки поступков, и больше ничего.
Религия и вера — темы деликатные. Недавно прочитала у митрополита Антония Сурожского: «Вера — это уверенность в вещах невидимых». Такая вера у вас была?
Да, была, но она эволюционирует. Эйнштейн как-то сказал: «99,99% Вселенной нами не познано, не узнано и никогда не будет понятно». Нельзя не признать, что невидимые вещи существуют — а это и есть религия. А с Антонием Сурожским я встречался в Лондоне, правда, это было давно…
На вашем сайте я прочитала такое признание: «Не могу вспомнить, когда я гордился в последний раз моей страной, Россией. Хотя во времена Советского Союза нам было чем гордиться».
Не могу сказать, что я гордился самим Советским Союзом. Тогда я путешествовал за границей и завидовал всем, у кого был не советский паспорт, потому что по нему нельзя было никуда выезжать. Мы все были рабами, хоть и радовались, что, например, наш человек полетел в космос. А последний момент счастья — когда зазвонили колокола на Исаакиевском соборе. И когда город снова стал зваться Петербургом — это тоже был момент счастья, я даже не думал, что доживу до этого времени. Потом большая надежда появилась, когда Горбачев позвонил академику Сахарову и сказал: «Возвращайтесь, вам надо работать». Это все были позитивные моменты. А дальше — тихий ужас. Я не вижу страны, которой хочу гордиться. Я вижу толпы недовольных чужих людей с раздраженными лицами, которые боятся друг друга.
Но уж вас никак не назовешь «лицом недовольным и раздраженным» — успешны, востребованны, знамениты... Такими, как вы, Россия может гордиться. Области кино и театра вы уже освоили и сейчас взялись за новую. Я имею в виду ваш проект «Территория культурного движения» (пространство на заводе «Флакон», где будут проходить мастер-классы и лекции по искусству, кино, фотографии и моде. — THR). Почему вы этим занялись?
Дело в том, что мой дед — один из выдающихся художников России XX века (Петр Кончаловский. — THR), он стоял у истоков русского авангарда, был в числе создателей «Бубнового валета» (творческое объединение художников, созданное в 1911 году. — THR). И я как его внук считаю, что, пока жив, должен каким-то образом популяризировать и его работы, и вообще живопись начала прошлого столетия — времени, когда традиции европейской культуры еще не были окончательно забыты и истерзаны постмодернизмом и концептуальным искусством. Я считаю, что концептуализм — это абсолютный тупик. Мы хотим поддержать традиции авангарда, и для этого мы создали фонд, где я являюсь одним из учредителей. Его деятельность связана исключительно с изобразительным искусством, и наша главная задача — привить молодым творческим людям ту культуру, которая в принципе игнорируется большинством современных художников. Мы уже провели две крупные научные конференции на тему «Традиции авангарда». А «Территория культурного движения» — это пространство, которое откроется уже в сентябре, своего рода «арт-молл», где все будет интерактивно, где можно и выпить кофе, и потанцевать, и посмотреть репродукции великих художников. Занявшись этим проектом, я даже изобрел новое слово для его обозначения — «образовлечение», — соединив «образование» и «развлечение».
Значит, вы все-таки пытаетесь что-то изменить в своей стране, если занялись этим «образовлечением»?
Понимаете, есть политические и социальные проблемы, а есть проблемы культурные. В культурной сфере можно сделать некоторые подвижки, например поделиться информацией с теми людьми, у которых есть глаза и уши. Но в политике этого недостаточно. Нужно понять, почему в России нет граждан, а есть просто «население». Это серьезный вопрос, и, если задать его людям, будет масса самых разных мнений, но никто не скажет: «Виноват я. Потому что я боюсь, не хочу и не знаю, как быть гражданином». У людей нет ответственности за свое поведение, каждый ищет виновного на стороне. Значит, нужно изобрести способ ввести в русский геном хромосому личной ответственности за поведение.
А вы несете ответственность перед зрителем, например, за свои фильмы? Ведь, начиная новую работу в кино, вы не раз повторяли, что зритель вас не интересует.
Меня очень интересует мнение зрителя, меня не интересует мнение критики — это разные вещи. Если я начну к нему прислушиваться, то буду снимать совершенно чуждое мне кино. Пока я делаю фильм, аудитория не должна меня волновать — куда важнее мои чувства и желание поделиться ими со зрителями. После, конечно, мне важно, какой отклик вызовет моя работа.
Случалось ли вам откровенно позавидовать, посмотрев чей-то фильм?
Конечно! Большинство фильмов Феллини вызывают у меня невероятную белую зависть. Картины Бергмана, Куросавы — моих учителей, которым я подражал. Я был в восторге от «Рабы любви» Никиты Михалкова и его же «Обломова». Люблю картины с юмором, потому что у меня есть своего рода комплекс неполноценности по отношению к людям, которые умеют рассказывать о глубоких и серьезных вещах весело. Вспоминаю Феллини, его картины «Белый шейх», «Дорога», «Сладкая жизнь» и «Репетиция оркестра» — в них есть и драма, и трагикомедия. Характеры настолько выпуклы, что до сих пор стоят у меня перед глазами. Я пытался сделать что-то подобное, иногда получалось, а иногда нет.
Братья Люмьер, когда изобрели кинематограф, рассматривали его как «безделицу для развлечения, этакий аттракцион». Мы, похоже, к этому вернулись, а этап познания мира и себя в мире остался позади.
Роль кино — это производная от развития цивилизации. Цикл, в котором человечество относилось к кино как к высокому искусству, пришелся на середину XX века. Это было обусловлено тем, что именно взрослая аудитория была основным потребителем всех экономических благ, а значит, и двигала глобальный процесс. После «Звездных войн» и успеха Диснея рынок обратил внимание на детей. И фильм Джорджа Лукаса стал первым примером того, что кино для подростков может принести миллиарды. Недаром какие-то «Сумерки», бред собачий про вампиров, пользуется колоссальным успехом. О родителях забыли, они сегодня не ходят в кино, а дедушки — уж тем более. Я думаю, что следующая фаза — раздвоение: останутся и блокбастеры, производство которых дорого и не всем доступно, и другое кино. Ведь уже сейчас можно снимать очень дешево на цифровые камеры. В этом случае большие кинотеатры останутся для потребителей попкорна, а другие зрители будут смотреть фильмы дома. У меня такое чувство, что это должно неизбежно произойти, но все зависит от того, насколько правительства разных стран будут этому помогать. Посмотрим…
Когда ваш последний фильм «Щелкунчик и Крысиный король» был воспринят довольно прохладно, вы, помнится, отнеслись к этому спокойно, процитировав знаменитые строки Бориса Пастернака: «И поражений от победы ты сам не должен отличать». Вы действительно к этому пришли?
Да, это всего лишь опыт — или урок. К такому выводу очень трудно прийти: требуется преодолеть огромное поле духовных, душевных и умственных борений. И мало кому это удается.
Одно из ваших высказываний: «Человек живет, чтобы видеть, видеть — значит думать, а если думаешь, то избавляешься от иллюзий». От каких иллюзий вы избавились в последние годы?
Я все время избавлялся от иллюзий. Последняя — что ты творишь для вечности, для человечества. Сейчас я понимаю, что все будет забыто и через какое-то время про меня и мои картины никто не вспомнит. Я просто исчезну в бесконечности и обилии информации. Будут какие-то «раскопки» в Интернете, но в принципе это лишь «разводы на песке»… Но это закономерно, и теперь я не вижу в этом ничего страшного. И сегодня для меня самое важное — поделиться чем-то с теми, кто пока жив.
Что вы можете сказать молодым людям, нашим читателям, которые задумываются, как им жить?
Лучший и легко реализуемый совет — не слушайте своих родителей! Хотя их и так никто не слушает. Потому что они, конечно, хотят своим детям добра, но не понимают, что добро — это собственный опыт, а не чужой. Это раз. И второе: жизнь слишком коротка, чтобы не сделать всех возможных ошибок. Так что торопитесь делать ошибки.
Материалы по теме
Устрашающий Мэтью Фокс на первых кадрах триллера Роба Коэна «Я, Алекс Кросс» (ФОТО)
17 мая 2012 / Денис ДаниловПерезагрузка франшизы о детективе Кроссе, сыгранном Морганом Фриманом в лентах «Целуя девушек» и «И пришел паук».
КомментироватьНа Сета МакФарлена подали в суд из-за комедии «Третий лишний»
16 июля 2014 / Редакция THR RussiaПредставители компании Bengal Mangle Productions утверждают, что образ говорящего медведя Теда придумали именно они.
Питер Динкледж присоединится к Кристиану Бэйлу в фильме «Расставание в голубом»
14 марта 2015 / Редакция THR RussiaКомпанию актерам составят Розамунд Пайк и звезда последней части «Трансформеров» Никола Пельтц.
