ЭКСКЛЮЗИВ: Роберт Макки — «Главная задача сценаристов — развлекать»

ЭКСКЛЮЗИВ: Роберт Макки — «Главная задача сценаристов — развлекать»

Этот материал был опубликован в седьмом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».

О кризисе идей

Было время, лет 150 назад, когда рассказать историю можно было лишь в книге или на театральной сцене. Не существовало ни радио, ни телевидения, ни кино. Среднестатистический человек, имевший время и деньги на проведение досуга, тратил максимум три-четыре часа в неделю, чтобы почитать книгу или посетить театр — узнать ту самую историю, придуманную для него авторами. А что сейчас? Только за чтением люди поводят от трех до шести часов ежедневно. При этом они смотрят кино, ТВ и продолжают ходить в театр. На поглощение выдуманных историй они тратят больше времени, чем на сон! Мы неожиданно оказались в ситуации, когда спрос начал значительно превышать предложение — возможности современных писателей и сценаристов все-таки ограничены. На свете просто-напросто нет такого количества талантливых авторов, которые смогут восполнить растущие потребности аудитории. И что же делать? Мы берем знакомую, проверенную историю и переносим ее сначала в одну среду, затем в другую. Это не кризис идей, а единственная возможность удовлетворить этот громадный спрос.

О дилетантах

Существует ошибочное мнение, что истории рассказывать очень легко и сделать это может практически каждый. Это заблуждение приводит к тому, что число людей, которые хотят стать писателями, драматургами и сценаристами, растет год от года. И кино, и телевидение от этого сильно страдают. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете однажды сказал: «Как бы я хотел, чтобы театральная сцена была похожа на узкий канат, по которому ходят цирковые гимнасты. Лишь в этом случае человек без достаточной подготовки не осмелился бы к ней подступиться». Впрочем, и дилетанты могут преподносить сюрпризы — я уже не раз сталкивался с тем, что люди без достаточного опыта и репутации неожиданно делали нечто по-настоящему удивительное. Как говорят у нас в Голливуде, нужно поцеловать не одну лягушку, прежде чем она превратится в принцессу. Иными словами, придется прочитать сотню плохих сценариев, прежде чем попадется один хороший, и посмотреть сотню плохих фильмов, прежде чем наткнешься на настоящий шедевр. Но оно того стоит!

О Бергмане и развлекательной миссии кино

История — это способ бытия, метафора жизни. Люди приходят в кино или включают телевизор, чтобы увидеть жизнь в ее комедийных и трагических аспектах, а заодно развлечься и лучше понять, что такое окружающий мир. Я глубоко убежден, что главная задача сценаристов, — развлекать аудиторию. Именно развлекать! И не следует думать, что это можно делать лишь в боевиках, приключенческих фильмах и сладких мелодрамах. Развлечение, на мой взгляд, — это процесс получения эмоционального и интеллектуального удовольствия. Это настолько глубокое погружение в историю, что два часа, проведенные перед экраном, могут показаться двумя минутами. Образцовыми фильмами в этом плане я считаю работы Ингмара Бергмана, который следовал в своем творчестве трем основным принципам. Первое — в каждый фильм нужно вкладываться так, будто он последний (ведь по сути, так и может произойти на самом деле). Второе — нельзя идти на компромисс с собственным чувством правды. И третье — зрителей следует развлекать. Иначе, кто будет смотреть твои фильмы?

Об универсальности сценарного мастерства

Каждая современная компания сталкивается с необходимостью рассказать о себе своим инвесторам, акционерам и клиентам. И выполнить эту задачу нужно так, чтобы всем стало ясно: свою историю компания пишет сама и знает, как заинтересовать любую аудиторию. Чтобы ваш собеседник сделал именно то, что вы хотите (причем неважно, кто это — начальник, подчиненный или клиент), необходимо всего лишь рассказать ему правду — сложить реальные, неоспоримые факты в стройный рассказ с грамотно расставленными акцентами. Владеть основными принципами сценарного мастерства будет не лишним. В конце концов, писатели и представители корпораций преследуют одну и ту же цель — воздействовать на эмоции своих зрителей, чтобы донести до них некую мысль.

О боевиках и утрате жизненных ценностей

Когда-то люди думали, что знают смысл настоящей любви, знают, в чем разница между любовью, ненавистью и безразличием. Когда-то общечеловеческие ценности были понятны и не вызывали лишних вопросов. В те времена писатели сочиняли потрясающие, невероятно сильные любовные истории. Но теперь они в полной растерянности — им непонятна природа отношений не только между влюбленными, но даже внутри обычной семьи. Поскольку общественные ценности становятся все более размытыми, все сложнее придумывать искренние настоящие истории. Мы больше не знаем, в чем разница между щедростью и эгоизмом, правдой и ложью, правосудием и несправедливостью. В этом, кстати, причина непоколебимой популярности боевиков: осталась лишь одна истина, с которой никто не поспорит, — жизнь стоит того, чтобы за нее побороться.

Материалы по теме

  • Blu-ray «Белоснежка и охотник»

    29 октября 2012 / Денис Данилов

    Центральный летний блокбастер Universal Pictures с участием Кристен Стюарт, Шарлиз Терон и Криса Хемсворта доступен на Blu-ray и DVD.

    Комментировать
  • У каждого свое кино

    24 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    В рамках фестиваля «Движение» прошел круглый стол «От чего зависит качество российского кино?», организованный Союзом кинематографистов России.

    Комментировать
  • Абдеррахман Сиссако возглавит жюри Cinéfondation и конкурса короткого метра на фестивале в Каннах

    17 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    Режиссер, входивший в жюри 36-го ММКФ, сменит на посту президента жюри Аббаса Киаростами.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus