Голос «за»: Александр Роднянский, Федор Бондарчук и другие представители индустрии — о фильмах, достойных номинации на «Золотой орёл»

Голос «за»: Александр Роднянский, Федор Бондарчук и другие представители индустрии — о фильмах, достойных номинации на «Золотой орёл»

Олег Иванов (управляющий директор Romir Movie Research)

2012 год не был щедр на хорошие, зрительские, запоминающиеся фильмы. Но фильм-событие все–таки случился. И имя ему «ДухLess». Несмотря на несколько изменившуюся с момента начала съемок российскую действительность, картина оказалась созвучна поискам и чаяниям современного зрителя. А современному зрителю нужен не супергерой из американских комиксов, а настоящий российский «герой нашего времени», XXI века — со своими недостатками, поисками ориентиров в жизни, меняющимися ценностями.

И, как ни странно, персонаж Данилы Козловского, несмотря на литературный слоган романа-оригинала (полное название книги Сергея Минаева«Духless: Повесть о ненастоящем человеке»), превратился в современного героя, в героя, который попал в эпицентр зрительского внимания. Фильм стал рекордсменом 2012 года, побил наши прогнозы по посещаемости — его посмотрели порядка двух миллионов зрителей. И то, что фильм выбрали зрители, проголосовав «рублем», — это главный успех и самая лучшая оценка.

Еще одним безусловным событием стал фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». За долгие годы в России сложилась своя эстетика создания военных фильмов, но последний фильм Шахназарова, очевидно выделяется в их ряду. Сохранив пафос (в первоначальном смысле этого слова), присущий киновоенной традиции, Карен рассказывает необычную историю не всем привычным киноязыком.

Владислав Опельянц (оператор)

Я не много успел посмотреть, поскольку с марта начал снимать и до сих пор нахожусь в этом процессе.

Но среди того, что увидел, отмечу две картины. Первая — «Рассказы» Михаила Сегала: фильм живой, эмоциональный, с прекрасным чувством юмора. Это, как мне кажется, свежий кинематографический взгляд. Вторая — «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили, который сделал очень добрую и искреннюю картину.

Дмитрий Дюжев (актер, режиссер)

Из всего увиденного я выделю «Жить» Василия Сигарева. Это современное, умное, метафоричное и талантливое кино с авторским языком, которое интересно разглядывать и понимать.

Это наш ответ американскому мейнстриму, построенному на экшене и юморе. Его персонажи — абсолютно узнаваемы, это герои нашего времени, которые действуют бездействуя. Весь мир вокруг них окружен лозунгами «Сделай сам!», но, на самом деле, они ничего не могут изменить, поскольку не обладают никакими для этого ресурсами.

«Жить» — фильм для зрелых зрителей. И благодаря такому кино, наш кинематограф развивается, а не топчется на месте, в сотый раз рассказывая про любовь, нетрадиционную ориентацию или вороватых чиновников.

Кирилл Разлогов (киновед, культуролог)

Самое яркое впечатление минувшего кинематографического года — «Шопинг-тур» Михаила Брашинского. На фоне блеклой программы кинофестиваля «Окно в Европу» эта картина воспринималась как глоток свежего воздуха.

Безбюджетная, абсолютно неполиткорректная (и при этом сверхнасыщенная политической конъюнктурой), свободная и оскорбительная, она абсолютно не вписывается в привычные иерархии, свидетельство чему — ее отсутствие даже в длинных списках кандидатов на премию «Золотой Орел», как бы мне ни хотелось ее туда включить.

И дело вовсе не в цензуре — не ложится, и все. Откуда ощущение безграничной творческой свободы и неожиданной перспективы стать «культовым фильмом» в международном смысле этой многозначной категории: trash как явление актуального искусства.

Наталья Мокрицкая (продюсер)

Киногод был очень приличный. «Конвой» Леши Мизгирева, «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой, актерская работа Маши Шалаевой в фильме «Я буду рядом», остроумный талант Миши Сегала в «Рассказах» — все это меня очень тронуло.

Но мой безусловный фаворит — «Антон тут рядом» Любы Аркус. Именно профессионализм, рождающий искренние эмоции, стал для меня самым важным в кино в этом году, и утвердил меня на собственном продюсерском пути.

Спасибо Любе Аркус и Алишеру Хамидходжаеву за их человеческий подвиг и талант.

Лора Сергеева (кастинг-директор)

Я стараюсь смотреть наше кино, но так сложилось, что в этом году удалось увидеть не так уж много премьер. Из того, что видела, на мой субъективный взгляд, внимания заслуживают «Жить», «Любовь с акцентом» (хотя, наверное, некрасиво хвалить фильм, на котором посчастливилось работать), «Пока ночь не разлучит».

Но есть картина, которую я посмотрела трижды и всякий раз с удовольствием — это «Кококо» Дуни Смирновой. Виной тому — блистательный актерский дуэт Анны Михалковой и Яны Трояновой, отменный сценарий, написанный с безупречным чувством юмора, замечательная работа художника-постановщика, оператора, художника по костюмам, изумительно сделанные эпизоды артистами второго плана (иные из которых и не актеры вовсе) и, конечно, сама Дуня, которой удалось снять настоящую, тонкую, умную и искрометную комедию… или трагедию.

Федор Бондарчук (режиссер, актер, продюсер)

Нахожусь в затруднительном положении, потому что хочу проголосовать за фильм, ставший самой кассовой российской картиной 2012 года, но одновременно это и фильм, где я же являюсь одним из продюсеров — «ДухLess». Но свой выбор я делаю сознательно и только из-за режиссера Романа Прыгунова — человека, прошедшего сложный путь в кино.

От дебютанта, лента которого «Одиночество крови» попала в конкурс ММКФ и была растерзана критикой, но отмечена молодыми кинематографистами за необычный язык, индивидуальную и невероятно свежую для того времени форму — до зрелого режиссера, высказавшегося о дне сегодняшнем и о герое нашего времени. Режиссере, которому удалось привлечь в кинотеатры миллионы зрителей, не оставив никого равнодушным и подтолкнувшим людей к бурному обсуждению и дискуссиям, что в сегодняшнее время сделать невероятно сложно.

Этот материал был опубликован в январском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Александр Роднянский (продюсер, председатель совета директоров A.R. Films)

Я бы выделил три картины — «Рассказы» Михаила Сегала, «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Жить» Василия Сигарева. И вот почему: они представляют собой совершенно разные, но при этом одинаково важные тенденции в российском кинематографе.

Василий Сигарев снял в столь знакомом нам жанре российской авторской драмы необычайно талантливую, мощную, радикальную и современную картину. Михаил Сегал, сохраняя индивидуальность интонации, ищет на территории мейнстрима, вольно оперируя разными жанрами в рамках одного фильма. «Рассказы» — это тонкое исследование сегодняшних нравов, что, на мой взгляд, бесконечно важно для нашего современного кино.

И между этими фильмами, как бы примиряя два разных подхода, находится «Кококо», в котором присутствует и очевидная авторская позиция, и вполне острый взгляд на сегодняшний день, и характеры, репрезентирующие узнаваемые социальные слои. И все это — в увлекательно рассказанной классической истории.

Рената Литвинова (актриса, сценарист, режиссер)

Из последних работ мне бы хотелось отметить тандем Василий Сигарев — Яна Троянова. Мощное, практически железобетонное сочетание талантливо пишущего режиссера и его музы-Яны, от которой можно сойти с ума — такая она открытая, как ребенок, и трагично-страдающая, словно сама жизнь.

Это те драгоценные кинематографические пары, которые надо заносить в Красную книгу, финансировать их проекты, и они сотворят нечто очень авторское и прорывистое.

Все самое лучшее у Сигарева как режиссера впереди, он еще больше наберет мощь, главное, чтобы его не покидала его звезда Яна! Я бы на его месте вообще ее никуда бы не отпускала сниматься — только у него, настолько она хрупкая и отдающая.

Материалы по теме

  • Александр Роднянский, Алексей Учитель и Александр Миндадзе получили гранты на Red Square Screenings

    14 октября 2012 / Илья Кувшинов

    Каждый из продюсеров стал обладателем €20 тыс на дальшейшую разработку своих проектов.

    Комментировать
  • Стартовали съемки сиквела «Любви с акцентом»

    05 мая 2014 / Редакция THR Russia

    В режиссерское кресло сядет Карен Оганесян, а действие одной из новелл пройдет в Ереване.

    Комментировать
  • «Хитмэн: Агент 47». Путь исправления

    03 сентября 2015 / Ярослав Забалуев

    THR задумался, почему на главную роль во второй экранизации «Хитмэна» пригласили британца, начинавшего с костюмных драм, и в чем заключалась ошибка создателей первого фильма.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus