Как снималась «Вселенная Стивена Хокинга» с Эдди Редмейном

Как снималась «Вселенная Стивена Хокинга» с Эдди Редмейном
Постер фильма «Вселенная Стивена Хокинга»

Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

В деле написания сценариев, как и в астрофизике, иногда случаются озарения. «Я был готов закричать «Эврика!» — воскрешает в памяти новозеландский сценарист Энтони МакКартен («Смерть супергероя») момент 10-летней давности, когда он решил заняться проектом «Вселенная Стивена Хокинга». Его просто поразила книга воспоминаний Джейн Хокинг о ее 30-летнем браке (они развелись в 1995-м) со Стивеном Хокингом: «Не помню, на какой странице я вдруг осознал, что хочу полностью окунуться в жизнь этих людей, — говорит он. — Я понял, что, если не сделаю этого, буду жалеть всю жизнь».

Он купил билет на поезд Лондон — Кембридж и уже скоро стучался в дом, где жила Джейн. Энтони рассказал ей, как, будучи еще молодым драматургом в конце 1980-х, зачитывался «Краткой историей времени» Хокинга, как эта книга повлияла на него, и описал, каким бы хотел видеть фильм по ее мемуарам.

Джейн как могла вежливо отказалась продать ему права на книгу. И продолжала регулярно отказывать все последующие годы, несмотря на настойчивость сценариста. Но в мире кино, как и в астрофизике, существует теория: когда неподвижный объект встречает непреодолимую силу, последствия могут удивить. И только благодаря космических масштабов настырности МакКартена, в 2014 году экранизация книги Джейн Хокинг наконец добралась до зрителей, сразу попав в эпицентр оскаровской шумихи.

Эдди Редмейн, 32-летний британский актер, которому выпало играть роль самого знаменитого физика-теоретика из ныне живущих (и в том числе жертвы бокового амиотрофического склероза (БАС); уже несколько десятилетий Стивен, которому сейчас 72 года, парализован и может общаться с окружающими только при помощи синтезированного компьютером голоса. — THR), стал обладателем золотой статуэтки за лучшую мужскую роль.

Фелисити Джонс, сыгравшая роль его многострадальной супруги Джейн, тоже получила актерскую номинацию, но уступила в борьбе за награду Джулианн Мур. Без «Оскара» остались режиссер фильма Джеймс Марш, известный в основном за создание документалок (включая оскароносного «Канатоходца»), и Энтони МакКартен, который почти десять последних лет занимался дописыванием и переписыванием текста, пытаясь сломить сопротивление Джейн и удовлетворить все ее запросы.

«Если бы мне в самом начале сказали, какую тучу времени это все займет, — говорит МакКартен, — я бы пришел в уныние. Хотя, если подумать, за это время у нас успела сложиться прекрасная команда».

Джейн Хокинг — не давшая ни одного интервью про съемки фильма — сама не астрофизик (у нее докторская степень по средневековой испанской поэзии), но МакКартен потратил много времени на то, чтобы именно наука стала центральной темой в тех драфтах, которые он посылал женщине во время своей кампании упрашивания.

Также он отправлял все копии сценария бывшему студенту Стивена Хокинга, ныне профессору теоретической физики в Имперском колледже Лондона, чтобы убедиться в верном использовании «жаргона эрудитов». Изучавший поэзию в институте МакКартен даже создал несколько научных метафор для фильма: завиток сливок в кофе, символизирующий черную дыру, горох и картошка, демонстрирующие разницу между квантовой механикой и общей теорией относительности…

Но Джейн обратила внимание на проблемы в другом месте. В одной из ранних версий сценария, в эпизоде знакомства со Стивеном на вечеринке в 1963 году звучала Time is On My Side Rolling Stones, Джейн указала МакКартену на ошибку — эта песня была выпущена годом позже.

После восьмилетнего обмена замечаниями и исправлениями ее сопротивление смягчилось. «Не то чтобы она убедилась, что сценарий будет таким, каким она его хочет видеть, — говорит МакКартен. — Скорее, привыкла к мысли, что кто-то делает фильм о ней».

После того как Джейн дала согласие, на продажу сценария киностудии ушло не больше суток. МакКартен уже знал продюсера, заинтересованного в проекте, это была Лиза Брюс («Мэри и Марта»). В 2012 году Брюс отправила текст МакКартена Эрику Фелл­неру, сопредседателю Working Title, компании, выпустившей обласканные критикой биографические произведения «Фрост против Никсона» и «Гонка». За меньшее время, чем требуется на перелет из Лос-Анджелеса в Лондон, сделка была совершена.

«Потребовалось восемь лет, чтобы провести 11-часовую сделку», — усмехается Брюс. Найти подходящего режиссера было сложнее, но Марш обладал двумя жирными плюсами. Во-первых, очень кстати пришелся его талант документалиста, ведь всю сложность астрофизики нужно красиво преподнести публике, не имеющей докторских степеней. Во-вторых, он уже снимал драму с сильной женской ролью («Тайный игрок»).

«Мы видим совсем другую, незнакомую сторону Стивена, — объясняет Марш свой интерес к сценарию МакКартена. — Это точка зрения жены, женский угол зрения. Мне это интересно как режиссеру».

Осталась только одна проблема — найти достойных актеров для ролей Стивена и Джейн. Как оказалось, Редмейн не был первым в списке Working Title. Им показалось, что малоизвестная звезда (наибольшее его достижение — мюзикл «Отверженные») не потянет роль самого великого ученого-гения со времен Альберта Эйнштейна. Потом позвонил агент Редмейна из САА, Джош Либерман, вспоминает Феллнер, и «убедил меня хорошо подумать».

Феллнер попросил Марша позвонить Редмейну и составить свое мнение об актере — это и решило дело. «Мне кажется, нас связали наши страхи, — вспоминает Эдди о том разговоре. — Мы поняли, что готовы прыгнуть со скалы, и хотели бы сделать это вместе».

Для Редмейна эта скала символизировала не только взросление его персонажа в фильме на протяжении 30 лет, но также увядание и искажение его тела с течением развития болезни (художник картины Джон Пол Келли соорудил несколько инвалидных колясок большего масштаба, чтобы казалось, что рослый актер, сидящий в нем, постепенно уменьшается в размерах). Инструктор по танцам учил артиста воспроизводить телодвижения Хокинга.

«Я неделями торчал перед зеркалом и надеялся, пытаясь прочувствовать мышцы, которыми не пользовался раньше». Фелисити Джонс было полегче, хотя Редмейн подколол ее на прослушивании. Вместо того чтобы читать с ней диалог как полагается, он отвечал на ее реплики голосом, синтезированным с помощью приложения на телефоне. «Вся коммуникация Стивена зависит от движения мышцы лица, специфики слов, которые он выбирает, и того, когда нажать play», — объясняет Редмейн.

Съемки бюджетом $15 млн начались в сентябре 2013 года в Кембридже с эпизода Майского бала, где Стивен и Джейн танцуют, впервые целуются и влюбляются. 250 человек массовки в костюмах того периода, карусель, множество лампочек и фейерверк (продюсеры отвели на него в бюджете только три дубля) — атмосфера съемок первой сцены была и без того напряженной, когда на площадку решил заглянуть сам Стивен Хокинг.

«Было темно и красиво, силуэт Стивена вырисовывался на фоне кресла, — описывает Редмейн сакральный момент. — Его лицо было подсвечено компьютерным экраном, а вокруг взрывались фейерверки. Это было величайшее появление в моей жизни».

«Вселенная Стивена Хокинга» (The Theory of Everything) / Великобритания, 2014 г., 123 мин. Режиссер: Джеймс Марш. В ролях: Эдди Редмейн, Фелисити Джонс, Чарли Кокс, Эмили Уотсон, Том Прайор, Софи Перри, Финлей Райт-Стефенс, Гарри Ллойд, Элис Орр-Юинг, Дэвид Тьюлис. В прокате с 26 февраля (UPI)

Читать далее: «Оскар» 2015. Кто победит и кто заслужил

Читать далее: «Оскар» 2015: прямая трансляция

Читать далее: Почему Эдди Редмейн не получил роль Бильбо Бэггинса

Материалы по теме

  • Антон Ельчин и Имоджен Путс сыграют в триллере «Зеленая комната»

    17 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Актеры уже встречались на одной съемочной площадке во время работы над черной комедией «Ночь страха».

    Комментировать
  • «Оскар» 2015: Последние дни

    17 февраля 2015 / Стивен Гэллоуэй

    Как вели себя студии на второй стадии своих промо-кампаний и накануне финального голосования.

    Комментировать
  • Венеция 2015. «Девушка из Дании» Тома Хупера и «Равные» Дрейка Доримуса

    07 сентября 2015 / Александра Суздалева

    Тема, актуальная в современном мире, и напасти человечества в далеком будущем.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора