- Главная
- →
Кино- →
Кинотавр. «Комбинат “Надежда”» и «Еще один год»Кинотавр. «Комбинат “Надежда”» и «Еще один год»
Илья МиллерФестиваль стартовал с двух фильмов о современной молодежи, которые имеют много общего, но по сути и настроению - кардинально разные.
Есть большой соблазн зарифмовать 2 первых фильма из конкурсной программы, как это сделали отборщики фестиваля. «Комбинат “Надежда”» Натальи Мещаниновой и «Еще один год» Оксаны Бычковой очень во многом похожи тематически, снимались практически теми же людьми и совместно были показаны на фестивале в Роттердаме. При этом эти однояйцевые близнецы – полные противоположности друг друга, «чернуха» и «светлуха», инь и янь современного российского кинематографа.
«Комбинат “Надежда”» Натальи Мещаниновой – глухое и беспросветное повествование о жизни в индустриальном Норильске. С первых же кадров зритель погружается в атмосферу основного вида досуга местной молодежи – по пластиковым стаканчикам разливается водка, обильно звучит обсценная лексика и раскладывается схема примитивного флирта. Из этого малоприятного коллектива постепенно выделяются 2 главные героини. 17-летняя Света проходит практику в клинике при комбинате. Ее подруга Надя работает, скажем так, в индустрии развлечений для взрослых. Обе они мечтают сбежать из города, но это не так просто сделать. Мрачный, неприветливый Норильск с прокопченным небом проник в их организмы так же плотно, как и токсичные выбросы из атмосферы. И чтобы побег состоялся, нужно сжигать за собой мосты и приносить жертвы.
Безысходными описаниями жизни в регионах фестивальную публику совсем не удивишь – но есть в художественном дебюте Мещаниновой какая-то свежесть и нерв. Возможно, дает о себе знать документальное прошлое – в кадре нет ни одной фальшивой ноты (хоть этих нот вообще не так уж и много). Но, как всегда, есть ощущение, что своего зрителя фильм не найдет – или даже не дойдет до него. Бескомпромиссность киноязыка и честные, немигающие, долгие планы никогда не были в почете у гопоты из Сибири или у тех, кто решает их судьбы. А недавний закон о запрете на мат оставляет фильму исключительно фестивальную жизнь – выражаются герои здесь так же крепко и без обиняков, как и в любом дворе или предприятии. Хотя продюсеры фильма заявляют, что уже работают над версией без мата. В общем, фильм об ограниченном наборе возможностей сам вполне может пасть его жертвой.
«Еще один год» Оксаны Бычковой – это экранизация пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», по которой был снят пронзительный фильм с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой. Место действия – Москва в канун нового 2013-го года. Молодые супруги строят счастье в чертановской многоэтажке – и во время стройки выясняется, что они не сошлись ни характерами, ни интересами. Он подрабатывает частным извозом по ночам, она ставит фотографии и картинки на модном сайте. Он кривясь смотрит фильмы Кшиштофа Кесьлевского дома с лэптопа, в одежде предпочитает темные цвета и не хочет ходить с молодой женой на модные концерты в клуб «Солянка».
Условно говоря, перед нами хипстерская версия советской классики, и здесь на экране по большей части тоже физиономии свежие, незамыленные. Это пример нестыдного ромкома с человеческим лицом и с приятными глазу пейзажами Москвы – не самого кинематографичного города. Несмотря на девайсы и модные прически, история эта интересна тем, что от советского прошлого не укроешься даже в клубе «Солянка». Оно и там нагонит и напомнит о том, что все отношения цикличны и конечны. Хотя фильм Бычковой сделан в технике «синема веритэ», он старается производить впечатление легкой грусти и не доводить до точки кипения (знаменитая надсадная истерика Алферовой в финале - «Митя, я скучаю по тебе!»). Различие между двумя фильмами в том, что наглядно дана спасительная роль культуры. Посмотрели бы гопники из Норильска того же Кесьлевского с лэптопа – глядишь, и у них бы сложилось как-то все. Наверное.
Итоги зрительского голосования по пятибалльной системе в рамках ОРКФ "Кинотавр"
Фильм "Комбинат Надежда" - оценка 3, 49 балла
Фильм "Еще один год" - оценка 4,24 балла
Материалы по теме
Мировые сборы: Первый уик-энд принес «Хоббиту» 223 млн долл
16 декабря 2012 / Денис ДаниловФэнтези Питера Джексона ожидаемо стало лидером кассовых сборов, заработав 84,8 млн долл в домашнем прокате и 138,2 млн в международном.
Комментировать«Геошторм» с Джерардом Батлером пополнился звездными актерами
17 августа 2014 / Редакция THR RussiaК проекту присоединились Джим Стерджесс, Эбби Корниш, Эд Харрис и Энди Гарсиа. Режиссером картины выступит Дин Девлин.
Новые фото: «На гребне волны» с Эдгаром Рамиресом
22 апреля 2015 / Редакция THR RussiaДжонни Юта держится за пистолет, а Бодхи катается на серфе – в ремейке классической криминальной драмы Кэтрин Бигелоу.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: