Рецензия: «Коллектор» с Константином Хабенским

Рецензия: «Коллектор» с Константином Хабенским
Кадр из фильма "Коллектор"

Пятница, вечер, центр Москвы. Коллектор Артур (Константин Хабенский) заканчивает очередной рабочий день в своем хайтековом офисе. Осталась всего пара звонков — представиться чужим именем, напугать, призвать к ответу, заставить вернуть долги. Артур — виртуоз своего дела, работает спокойно, артистично и искренне считает, что занимается чем-то если не полезным, то уж точно не вредным.

На ближайшие несколько часов у него уже есть планы — пойти со своей девушкой на открытие выставки в одной из столичных галерей, — однако сбыться им не суждено. Уже надев куртку, он получает звонок от вдовы одного из своих клиентов. Женщина предупреждает, что собирается извести коллектора при помощи собственноручно смонтированного скандального видео, выложенного в Интернет и уже собравшего ворох гневных комментариев. Под окна высотки подтягиваются возмущенные граждане, а у героя всего несколько часов для того, чтобы разобраться в случившемся…

«Коллектор» — первая режиссерская работа в полнометражном кино сценариста Алексея Красовского, который сделал себе имя на сериалах. При этом на дебют картина совершенно не похожа — ни по подаче, ни по исполнению.

Представлять фильм на премьерном показе в конкурсе «Кинотавра» Красовский вышел босиком, мотивировав это повторяющимся сном о том, как перед своим выходом на сцену забывает обуться. И его лента — это тоже рассказ о встрече со страхами. История про человека крайне спорной профессии (задумано и снято было еще до недавнего закона, ограничившего полномочия коллекторов) решена в непростом формате монофильма — на экране, за исключением нескольких голосов в телефонной трубке и за дверью, а также трудно различимой в темноте массовки под окнами, нет никого, кроме Хабенского.

Для последнего картина тоже стала своего рода вызовом. Один из лучших современных российских актеров уже давно перерос отечественную индустрию, о чем свидетельствует, в частности, его участие в международных проектах. Прославившийся благодаря «Убойной силе», он явно стеснен рамками, в которых на выбор ему предлагаются менты (пусть и патологические, как в сериале «Метод»), романтические царские офицеры («Адмиралъ» и «Елки 1914») и рефлексирующие интеллигенты («Географ глобус пропил»).

Большая часть творческих амбиций Хабенского реализуется на театральных подмостках, и «Коллектор» отчасти стал логичным продолжением сценических опытов. Недавно артист выпустил премьеру — «Контрабас» Патрика Зюскинда, где тоже сумел в одиночку удержать внимание большого зала. Собственно, и приз за лучшую мужскую роль, присужденный на «Кинотавре», был получен им по окончании очередного представления.

Но вернемся к «Коллектору». Как и другие лучшие российские фильмы последнего времени, картина Красовского не апеллирует к духовности и душевности, а пытается говорить со зрителем на универсальном языке. Здесь очень четкая, почти глянцевая картинка, тщательно продуманы каждое движение камеры и ракурс. С точки зрения сюжета история тоже легко конвертируется в обстоятельства любой другой страны.

После размашистого кинематографа нулевых герметичный триллер производит очень свежее, бодрящее впечатление и в кои-то веки заставляет не копаться в загадочной русской душе, а ерзать в кресле от нарастающего саспенса.

Впрочем, с душой в картине тоже все в порядке. Не в последнюю очередь это заслуга исполнителя главной роли. «Коллектор» не скрывает того, что задуман как бенефис Хабенского, который давно не получал возможности настолько полно продемонстрировать на экране невероятную пластичность своего дарования. Он играет человека, который вынужден в предельно сжатые сроки, фактически в реальном времени, осмыслить свою жизнь и целый ряд совершенных поступков.

Параллельный детективной интриге триллер разворачивается в глазах Артура на многочисленных крупных планах. Успешный делец с амбивалентной моралью ппревращается в запутавшегося, но стойкого мужчину, который, несмотря на обстоятельства, в полной мере может называться героем. В том же смысле, в каком ими были персонажи из классических фильмов с Жан-Полем Бельмондо (вроде «Профессионала»), на которого актер здесь чудо как похож — особенно в блестящем финале.

«Коллектор» / Россия, 2016 г., 74 мин. Режиссер: Алексей Красовский. В ролях: Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Ксения Буравская, Полина Агуреева, Кирилл Плетнев, Валентина Лукащук, Александр Тютин, Игорь Золотовицкий, Никита Тюнин, Татьяна Лазарева. В прокате с 6 октября (WDSSPR)

Материалы по теме

  • Первый канал снимет ремейк сериала «На зов скорби»

    26 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Отечественная версия многосерийной ленты об оживших мертвецах появится на российских телеканалах.

    Комментировать
  • Классные занятия. «Кинотавр» — день второй

    08 июня 2016 / Александр Фолин

    На «Кинотавре» завершился первый полноценный день. Стартовал 9 фильмами конкурс короткого метра, состоялась премьера картины «Кольца мира» и дал старт основной конкурс, начавшийся лентой «Хороший мальчик».

    Комментировать
  • Константин Хабенский дебютировал в режиссуре военным фильмом

    22 сентября 2017 / Ольга Белик

    Хабенский снял историческую картину «Собибор» о побеге узников из лагеря смерти с собой в главной роли.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора