Кристиан Мунджиу о влиянии Золотой Пальмовой ветви на карьеру, проблемах Православной Церкви и шансах на очередную победу

Кристиан Мунджиу о влиянии Золотой Пальмовой ветви на карьеру, проблемах Православной Церкви и шансах на очередную победу

Румынский режиссер Кристиан Мунджиу взорвал международный кинематограф в 2007-м году своей картиной на тему нелегальных абортов «4 месяца, 3 недели и 2 дня», которая выиграла главный приз Каннского кинофестиваля и ознаменовала начало новой эпохи румынского кинематографа. Пять лет спустя он вернулся в основной конкурс Канн с фильмом «По ту сторону холмов». Если в предыдущей своей ленте он демонстрировал последствия коммунизма на обычных румынских жителей, то в «По ту сторону холмов» Мунджиу заостряет свое внимание на коррупции и злоупотреблениях в Румынской Православной церкви. The Hollywood Reporter встретился с Мунджиу перед каннской премьерой его новой работы и поговорил о том, как победа на большом фестивале повлияла на его карьеру, проблемах румынской церкви и шансах то, что он снова уедет домой с главной наградой. THR: Когда Стивен Содерберг выиграл Золотую Пальмовую ветвь за свою дебютную работу «Секс, ложь и видео», он сказал теперь уже крылатую фразу: «Вот здесь и начинается конец». Как бы вы могли описать свой успех в Каннах??Мунджиу: Никак, наверное, но есть кое-что другое – я больше не уверен в том, что мое понимание кино становится глубже по мере того, как я взрослею. Когда я дебютировал в качестве кинематографиста, то для меня все было предельно ясно. Теперь же я все больше начинаю сомневаться. Чувство удовлетворения собственной работой куда важнее, чем успех и признание. Этого я всем желаю.

THR: Как ваша жизнь и карьера изменилась после победы в 2007-м?Мунджиу: Какое-то время было занятно путешествовать бизнес-классом, и мне оказалось куда легче найти деньги на свой следующий фильм, но я не могу сказать, что вся моя жизнь изменилась сразу после получения Пальмовой ветви – кое-что мне просто не хочется менять. Я работаю в том же кабинете, вожу свой старый автомобиль и периодически снимаю рекламу, прямо как и до 2007-го. THR: Главной угрозой для героев «4 месяца, 3 недели и 2 дня» было коммунистическое государство, а в вашей новой картине – Румынская Православная Церковь. Почему так получилось?Мунджиу: «По ту сторону холмов» демонстрирует разницу между верой и религией в целом и церковью как институтом в частности. Вообще, лента в большей степени посвящена побочным эффектам буквального понимания религии, разнице между духом христианства и беспрекословным подчинениям правилам и заповедям. Также, не в последнюю очередь, лента повествует о равнодушии и о том, как на смену пятидесяти годам коммунизма пришли двадцать лет разочарований, изменивших много людей. THR: Стала ли Румынская Православная Церковь могущественнее после падения коммунизма?Мунджиу: Она была популярна и раньше, но после падения коммунизма Церковь стала еще более влиятельной и богатой. Около 90% румын объявили себя верующими, а политики осознали, что критиковать что-либо связанное с церковью теперь нельзя. Мне кажется, что вера в гуманистические ценности христианства не может так появиться. Главная цель РПЦ сейчас – построить кафедральный собор Национального Спасения – он будет располагаться на территории дворца Чаушеску, огромного «Дом народа». Строительство этого храма обойдется где-то в 200-400 млн. евро. Трудно понять, почему именно это сейчас важнее всего в бедной стране, где уже есть около 20 тыс. церквей, и при этом – меньше 5 тыс. школ и всего 500 больниц. THR: Похож ли «По ту сторону холмов» тематически и стилистически на «4 месяца, 3 недели и 2 дня»?Мунджиу: В «По ту сторону холмов» я тоже снимал каждый эпизод одним кадром, неважно – насколько он был длинным или сложным. Все это давало мне возможность, как автору, продемонстрировать, что важно, а что – нет. Также как и в «4 месяцах, 3 неделях и 2 днях» в центре повествования находятся несколько девушек и их взаимоотношения, а также мужчина, влияющий на их решения. Главная разница между фильмам заключается в темпе развития истории – «4 месяца…» был похож на триллер, в то время как «По ту сторону холмов», скорее, роман, в котором вы сначала должны понять обстоятельства, чтобы прочувствовать происходящее и степень ответственности за каждого из героев.
THR: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» стал одним из первых фильмов новой волны румынского кинематографа, которую очень высоко оценили критики по всему миру. Как сейчас обстоит ситуация в стране – насколько трудно вам и вашим современникам снимать кино в Румынии?Мунджиу: За последние годы у нас появилось много больших мультиплексов, но, в то же время, аудитория для румынских фильмов исчезла почти полностью с закрытием старых однозальников. Зрители, в большинстве своем, ходят на американский мейнстрим – сравните сами, на него может прийти до 100 тысяч человек, а румынский фильм посмотрят едва ли больше 10 тысяч. Молодые люди предпочитают скачивать кино в Интернете, а старики совсем не ходят в кино и смотрят телевизор. Большинство юных зрителей считает, что кино – всего лишь средство развлечения, потому что они не видели ничего, кроме американских блокбастеров. Мне кажется, что у нас больше нет аудитории для румынских фильмов – за границей к нашему кино интереса куда больше, чем на родине. THR: Какие у вас ожидания от конкурса в этом году? Надеетесь на вторую Пальмовую ветвь?Мунджиу: Это было бы здорово, но маловероятно. Больше всего мне хочется отдохнуть после тяжелой 18-месячной работы.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Операция “Арго”»

    06 ноября 2012 / Максим Эйдис

    Изучив приемы Хичкока и Гриффита, Аффлек снял безупречный фильм в редком жанре «закрученный политический триллер»

    Комментировать
  • Оскар 2013: О чем говорят номинанты

    09 января 2013 / Редакция THR Russia

    Кинематографисты поделились с The Hollywood Reporter своими чувствами насчет попадания в число претендентов на премию Киноакадемии.

    Комментировать
  • Меган Фокс. Сексуальная эволюция

    04 августа 2014 / Мари Смит

    Меган Фокс возвращается в кино. После двухлетнего простоя актриса снялась в многомиллионном блокбастере. THR уверен: на звездном небосклоне «фабрики грез» имя Меган засияло с новой силой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора