ММКФ 2018: исследование человеческой природы и желание понять себя и мир вокруг

ММКФ 2018: исследование человеческой природы и желание понять себя и мир вокруг

«В моём фильме нет хороших или плохих героев. Есть просто люди: такие, какие они есть», — считает латвийский режиссёр Янис Нордс, показавший в рамках основного конкурса 40-го Московского международного кинофестиваля свой фильм «С пеной у рта».

Главный герой драмы — бывший полицейский Дидзис (Вилис Даудзинс), вынужденный сменить работу после того, как потеряет ногу в аварии. Теперь он тренирует служебных собак для бывших коллег, а на его заднем дворе живут три бойцовских пса. Жена Дидзиса (Иева Пьюк) работает в спортивной школе физиотерапевтом и последние два года ежедневно занимается здоровьем своего супруга. В семейной паре намечается явный разлад: один чувствует себя обузой, а другая — просто медсестрой. Однажды Дидзис начнёт подозревать свою жену в измене и попытается уличить её в обмане. Тем временем у собак появляются проблемы со здоровьем — они заражаются бешенством и сбегают из дома, начиная терроризировать местных жителей.

«Мы специально использовали животных как фон для демонстрации человеческих отношений. Есть определённое сходство между тем, как собаки заражаются бешенством, а люди заражаются эмоциями, ревностью, подозрением или злостью. Во время съёмок мы даже шутили над тем, что снимаем фильм о вампирах, которые покусали и заразили друг друга», — признаётся Нордс.

«С пеной у рта» — исследование человеческих чувств и поведения в нестандартных ситуациях. Нордс намеренно не рассказывает зрителю предысторию главного героя и сразу бросает протагонистов в сюжет. Зритель не должен отставать, ведь за 80 минут экранного времени несколько персонажей испытают личностный регресс или эволюцию. Режиссёр поставит своих героев на перекрёсток любви и отношений, и даёт каждому из них выбирать свой путь.

Работа Нордса — мрачное и холодное, но в то же время пронизанное теплотой человеческих эмоций кино, которое до конца не даст зрителю понять, кто прав, а кто виноват. С пеной у рта в фильме окажутся не только бешеные собаки, но и люди, часто забывающие о том, кто они.

«Изначально, я собирался снимать другой финал, где главный герой умирает. Он даже был прописан в сценарии. Но потом я вспомнил свои студенческие годы. Тогда все, кто хотел снять эффектный фильм, убивали своих героев в конце. Мне не хотелось ставить штамп на картине и создавать трагедию, поэтому я решился сделать финал открытым», — комментирует Нордс.

Режиссёр фильма дарит главному герою второй шанс. Он хороший парень, почему бы ему не попробовать ещё?

И если персонаж фильма латвийского режиссёра готов начать всё сначала и пройти путь заново, то вот о героях драмы «Ночной бог» казаха Адильхана Ержанова такое сказать нельзя. Их путь в буквальном и фигуративном смысле повторять бы никто не захотел.

Сюжет «Ночного бога» улавливается с трудом, а есть ли он вообще — не всегда понятно. Главный герой — некий человек в шляпе, который вместе со своей 15-летней дочерью пытается найти ночлег. Где они, и куда направляются — неизвестно. Вокруг персонажей одни трущобы и разруха. Только устроившись, к герою подходят люди в штатском и «вежливо» просят покинуть место, посоветовав найти работу в массовке ТВ-шоу. Именно там на отца надевают реквизитную бомбу, которая неожиданно оказывается настоящей. Чтобы снять взрывчатку с тела герою и его дочери предстоит пройти все круги ада, включая бюрократию, произвол власти и насилие.

Фильм Ержанова — самый авторский из всех, что вошли в основной конкурс, и подойдёт далеко не каждому зрителю. За 110 минут фильма не случается ничего, что может показаться красивым, глубоким или интересным. Тогда как странных и алогичных сцен будет предостаточно. Например, можно посмотреть на то, как один из задержанных «нелегалов» бьётся головой о стену автобуса, а потом с минуту лежит на полу. Или на то, как в окне одной из декораций появится бюст женщины, а камера крупным планом будет несколько минут снимать, как она кружится под струёй воды. Что это значит? Рассказывает сам режиссёр:

«Я считаю, что если в фильме что-то конкретно значит — это плохо. Я не закладывал смысловой эквивалент ни в один элемент. Образы в кино хороши только до тех пор, пока они ничего не обозначают. Я буду только рад, если они помогут понять происходящее», — сказал Ержанов.

Ержанов не знает, как символизм и образы работают и могут помочью в раскрытии фабулы или персонажей. Картина переполнена метафорами, но вот понятны ли они зрителю или самому создателю – непонятно.Из-за этого почти все сцены становятся неоправданно затянутыми и скучными. Диалогов в фильме мало, а те, что есть, неоправданно грубы или глупы. Зато в «Ночном боге» есть закадровый голос, цитирующий жизнеутверждающие и глубоко философские мысли главного героя. 

Весь фильм персонажи «Ночного бога» идут за ответами. Но вот найти их им вряд ли удастся.

Материалы по теме

  • В Лондоне завершилась Неделя российского кино

    27 ноября 2017 / Редакция THR Russia

    Отечественные картины были показаны в девяти центральных кинотеатрах Лондона, Эдинбурга и университетском колледже Кембриджа.

    Комментировать
  • Никита Михалков: «ММКФ геополитического давления не почувствовал»

    19 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    Никита Михалков дал старт 40-му ММКФ и рассказал о подробностях кинопраздника в Москве.

    Комментировать
  • Аглая Тарасова и Роман Курцын стали лауреатами премии THR «Аванс». Фоторепортаж

    21 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    Молодые российские актеры получили награду журнала The Hollywood Reporter на ежегодной вечеринке White Party в честь ММКФ.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus