ММКФ 2018: разные судьбы одиноких людей

ММКФ 2018: разные судьбы одиноких людей

«Халеф» завлекает совершенно потрясающей первой сценой: с идеальной точностью в центре кадра находится колодец, в который с дерева падает невероятно яркий апельсин. В колодце подгнившие и свежие апельсины окружают тело мальчика, лежащего в воде. Стоит почти полная тишина. И этот кадр рефреном еще не раз пройдет так или иначе всплывает в фильме.

«Халеф» - картина неоднозначная и сложная. Режиссер фильма, Мурат Дузгуноглу, ранее успел снять игровой фильм «Почему я не могу стать Тарковским?», и это своеобразный ключ к пониманию фильма. Действительно, картина полна неоднозначных и сложных метафор о вечном: за историей Халефа, юноши, в котором переродился погибший мальчик, скрываются размышления Мурата о сложных материях, жизни и смерти и цели существования на земле. Здесь нет ни одной лишней детали: так, болезнь брата, эпилепсия, считается священной, и на фоне темы воскрешения и вообще религиозности выбор выглядит очень логично. При этом картина оставляет немалое пространство для маневров и трактовок: на пресс-конференции Мурат сказал, что не хочет быть посредником между фильмом и зрителем и что даже хорошо, что каждый в нем находит что-то свое.

Даже несмотря на короткий хронометраж, фильм умудряется сохранить очень неспешный темп: медленные планы, малое количество движения в кадре, неторопливые диалоги. Подобный темп понравится не всем, но режиссер и не ориентировался на широкий прокат при создании фильма: кроме редких полнометражных картин, он также работает на телевидении, где снимает более коммерческие сериалы. «Если сравнивать мое творчество с дворцом султана, фильмы – это мой гарем, а телевидение – приемный зал», - сказал Мурат с улыбкой. И действительно, фильм просто невероятно красив и далеко не глуп – что еще нужно для картины, в которую вложена душа?

«12-й человек» же, в свою очередь, радикально отличается от предыдущего фильма: это история тяжелого пути Яна Болсруда, который в составе небольшого отряда из двенадцати человек отправился на диверсионную миссию в Норвегию. Задание провалилось и поймали всех, кроме Яна, которому удалось сбежать, несмотря на ранение.

Невероятная история Яна уже была экранизирована раньше: в 1957 году вышел фильм «Девять жизней», который рассказывал о сложном путешествии из оккупированной Норвегии в Швецию одинокого солдата, но сам Ян был фильмом очень недоволен. По его словам, фильм был слишком сфокусирован на его фигуре, в то время, как настоящими героями истории являются обычные граждане, которые в течение двух месяцев скрывали разведчика. Дэвид Ховарт написал по рассказам самого Яна куда более правдивую историю о почти двух месяцах жизни Яна, «Мы умираем в одиночестве». Именно она и легла в основу фильма.

Харольд Цварт снял довольно остросюжетную картину о подвиге целого народа. Подобные фильмы принято называть «душеспасительными» и отчасти даже агитационными, но по факту это именно что история героизма и подвига. Ян довольно быстро стал не столько отдельным выжившим, сколько символом сопротивления, и сохранение его жизни к этому моменту уже было принципиальным моментом.

Цварт показал довольно натуралистично все ужасы, через которые пришлось пройти Яну: обморожения, гангрена, ампутация пальцев на ноге. На вопрос, что же не давало герою сломиться, Цварт не смог ответить, но рассказал одну историю из детства Яна: однажды тот катался на лыжах с отцом, упал и при падении сломал ногу. Но, чтобы не подводить отца, он встал и поехал дальше, не снижая скорости.

Отдельно также режиссер посетовал на то, что оскароносный «Выживший» появился на экранах раньше, чем «12-й человек»: фильм был задуман еще 15 лет назад, но вышел лишь сейчас, уже после ленты с Леонардо ДиКаприо, и теперь никак не отвертеться от сравнений.

Ну и немного хороших новостей: фильм уже закуплен для широкого российского проката, где он появится уже в этом году.

Материалы по теме

  • ММКФ 2018: гид по фестивалю

    16 апреля 2018 / Татьяна Маркина

    Брюс Ли, Ингмар Бергман, армянская трагедия, шекспировские страсти, якутский орел, любовь в Москве с точки зрения китаянки и война как вечная тема — все это можно увидеть на Московском кинофестивале.

    Комментировать
  • Никита Михалков: «ММКФ геополитического давления не почувствовал»

    19 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    Никита Михалков дал старт 40-му ММКФ и рассказал о подробностях кинопраздника в Москве.

    Комментировать
  • The Hollywood Reporter получил спецдиплом 40-го ММКФ

    24 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    THR является постоянным партнером Московского международного кинофестиваля и подробно освещает его работу.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus