ММКФ 2018: следы прошлого, шрамы войны и тяжелые мысли

ММКФ 2018: следы прошлого, шрамы войны и тяжелые мысли

За первый день нам удалось ознакомиться с тремя фильмами: аргентинским «Год без Леона», корейским «Воспоминания о солдате» и американским «Первая реформаторская церковь». Но обо всем по порядку.

«Год без Леона» рассказывает о Флавии – женщине, чей любимый человек погиб. Ей крайне трудно прийти в норму после страшной потери, слишком многое вокруг напоминает о той жизни, которую она потеряла. Кроме дома и множества вещей, оставшихся после смерти мужа, к Флавии также часто приходит Лусия, дочь Леона от первого брака. И этот ребенок то ли сумеет вывести женщину из подвешенного состояния, то ли вогнать ее еще глубже в пучину депрессии.

«Год без Леона» - картина из более-менее знакомого жанра «срез жизни»: зрителя сходу окунают в обыкновенную жизнь обыкновенного человека, постепенно показывая все новые грани личной истории. Судьба главной героини вырисовывается лишь к финалу, хотя большая часть сюжетных ходов и просчитывается сильно заранее.

Как это нередко бывает, фильм пытается быть провокативным, но выходит у него это удивительно слабо: в век, когда современные сериалы без стеснения показывают обнаженку и расчлененку, удивить или шокировать кого-то сценами секса и его же обсуждением довольно трудно. Похожая ситуация обстоит и с главной темой фильма – с потерей близкого человека. Тема далеко не единожды поднималась в кинематографе и ничего особо нового фильм в этом плане не приносит. При этом у Мерседес Лаборде никак не отнять чувства кадра: фильм работает прекрасно, вызывая нужные эмоции. Не последнюю очередь в этом играет и исполнительница главной роли, Лорена Вега: ей действительно веришь, а мимические морщины вкупе со стилем игры оставляют очень яркое впечатление. Складывается ощущение, что женщина в прошлом много улыбалась, но смерть близкого человека сильно ее подкосила.

«Воспоминания о солдате», в свою очередь, является своеобразной рефлексией на важную для корейцев тему – противостояние почти родных людей. Правда, вместо Северной и Южной Кореи здесь абстрактные Западная и Восточная стороны, но корень проблемы считывается сразу же.

В центре сюжета – простой солдат-призывник О Чан-Гун, практически не способный держать оружие из-за внутреннего чувства несправедливости и врожденного пацифизма. Судьба распоряжается так, что почти сразу после призыва Чан-Гун оказывается на передовой, и вместо родной деревни и жизни фермера он вынужден окунуться в мир жестокости и насилия. Само собой, что фильм несет невероятно мощный гуманный и антивоенный посыл.

В основу фильма режиссер, Ким Джэ-хан положил пьесу «Ojanggunui Baltop», что одновременно можно перевести и как имя главного героя, и как «Генерал О», и эта двойственность не случайна: герой несмотря ни на что остается верен своим идеалам. Каких-то откровений от сюжета ждать не приходится: это живая история человека, который оказался не в то время не в том месте. При этом следить за его приключениями и попытками хоть как-то устроиться в мире, в котором ему нет места, довольно увлекательно: у «фальшивого» солдата достаточно интересные взгляды на происходящее, но уже из названия становится очевидным, что ничем хорошим дело не закончится.

Примечательной деталью является легкий налет фантастичности происходящего: кроме неопределенности враждующих сторон совершенно неясно и место, где все происходит. В небесах то и дело мелькает неизвестная планета, отдаленно напоминающая Землю, и по словам режиссера образ этот должен наталкивать зрителя на мысль о том, что Чан-Гун можно оказаться даже пришельцем с другой планеты.

В заключение в рамках программы «Мастера» посмотрели картину Пола Шредера «Первая реформаторская церковь». Человек, приложивший руку к созданию таких шедевров, как «Таксист», «Конвейер» и «Последнее искушение Христа», вновь берется за религию. В центре сюжета – священник Толлер, содержащий первую реформаторскую церковь, практически являющуюся музеем. Незадолго до 250 годовщины освящения церкви Толлер сталкивается с Мэри, прихожанкой, и ее мужем, экологом-активистом, потерявшим волю к жизни. Через пару дней муж Мэри совершает самоубийство, и это запускает цепочку событий с необратимыми последствиями.

Медленная и жестокая картина ставит под вопрос, кажется, вообще все: начиная от церковных догматов и заканчивая местом человека на Земле. Менее всего ожидаешь, что фильм с подобным названием может оказаться мощным экологическим высказыванием – даже мощнее, чем, собственно, высказыванием о закостенелости и продажности церкви. Шредер без застенчивости сравнивает христианских мучеников с экологическими активистами, погибающими за свои идеалы, все сильнее накручивая события ближе к финалу. В ход пойдет все, включая радикальный фанатизм, но победит, в конечном счете, все равно любовь. Или не победит – как посмотреть.

Материалы по теме

  • ММКФ 2018: гид по фестивалю

    16 апреля 2018 / Татьяна Маркина

    Брюс Ли, Ингмар Бергман, армянская трагедия, шекспировские страсти, якутский орел, любовь в Москве с точки зрения китаянки и война как вечная тема — все это можно увидеть на Московском кинофестивале.

    Комментировать
  • ММКФ 2018: фильмы, которые нельзя пропустить

    18 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    Посмотрели все программы 40-го Московского кинофестиваля и помогаем сориентироваться в том, что, как говорится, must see.

    Комментировать
  • ММКФ 2018: Ферзан Озпетек представил фильм открытия фестиваля

    19 апреля 2018 / Григорий Черагин

    Триллер «Неаполь под пеленой» расскажет о том, как нужно хранить свои и чужие секреты.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора