- Главная
- →
Кино- →
На Венецианском кинофестивале будет показана отреставрированная версия «Сталкера»На Венецианском кинофестивале будет показана отреставрированная версия «Сталкера»
Дмитрий КарпюкГенеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, главный инженер «Мосфильма» Игорь Богдасаров, кинокритик Петр Шепотинник и глава Фонда «Открытый мир» Елена Романова рассказали о проведенной кропотливой работе и дальнейших планах по восстановлению классики российского кино.29 августа в пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная участию фильма Андрея Тарковского «Сталкер» в конкурсной программе 73-го Венецианского кинофестивале. О процессе работы над копией картины рассказали генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, кинокритик и отбощик ММКФ и Венецианского кинофестиваля Петр Шепотинник, глава фонда «Открытый мир» Елена Романова и главный инженер Киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров.
«Это уже не первый фильм Андрея Тарковского, отреставрированный нашими специалистами. Мы уже дали новую жизнь картинам «Зеркало», «Солярис» и «Андрей Рублев». Надо отметить, что это очень кропотливый сложный процесс - реставрация «Андрея Рублева», который был показан в прошлом году в программе «Каннская классика», заняла у нас более полугода, - рассказал Шахназаров. - Хочу отметить, что это еще и дорогостоящая работа, которую мы делаем за свой счет, а не на бюджетные средства. Фактически, мы отреставрировали всего Тарковского, права на которого принадлежат «Мосфильму» – вот только с «Ивановым детством» пока есть некоторые сложности, он сохранился только на нитратной взрывоопасной пленке. Материалы хранятся в «Белых столбах», и сначала нам нужно перевести пленочный негатив в цифру. Вот у них не получается само сканирование. Мы могли бы сканировать сами, необходимая аппаратура есть, но из-за особенностей пленки они не могут ее нам выдать. Таковы правила. Вот в этом у нас и заключается проблема. Может, мы попробуем сделать это с контрнегатива, который будет уже не огнеопасным, и тогда свою миссию по Тарковскому мы выполним».
«Мы очень горды, что фильм будет показан в рамках конкурсной программы Венецианского кинофестиваля, - добавила Елена Романова. – Важно, что там, как и в Каннах, дается приз не только за художественное качество картины, но и за то, как она была отреставрирована, оценивается всё сразу. Это уже четвертое наше участие в рамках фестивалей. До этого мы привозили фильмы «Мой друг Иван Лапшин», «Я шагаю по Москве», показывали в Каннах «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!». На всех картинах, кроме «Лапшина», мы сотрудничали с «Мосфильмом», потому что без предоставленных им материалов это было бы невозможно. Хочу отметить, что государство не принимает во всем этом участие - реставрация ведется за счет средств «Мосфильма». Вся работа по привозу фильмов на фестивали делается за счет фонда и меценатов и спонсоров, спасибо, что они есть. В этом году (29 декабря - прим. THR) будет знаменательная дата - 30 лет со дня смерти Тарковского. На Венецианском фестивале его помнят и любят, он получал там призы, так что надеемся, что отреставрированного «Сталкера» оценят по достоинству».
Елена Романова также рассказала, что они планируют сотрудничество с сыном Андрея Тарковского, который не смог приехать на конференцию, так как живет в Италии, но он хочет сотрудничать – в Московском Губернском театре не так давно проходил концерт с чтением отрывков из архива его отца, которые ранее не были опубликованы, и Андрей Андреевич заинтересован в этом проекте. Надеемся, что мы будем сотрудничать».
Петр Шепотинник сказал, что «Сталкер» был принят в программу Венецианского кинофестиваля без какого-либо отбора или лишних вопросов и вспомнил о реакции людей, выходивших с показа восстановленной версии «Соляриса» на Международном московском кинофестивале в этом году.
«Люди выходили с просмотра просто ошарашенные. Я так думаю, 80% аудитории, которую я сейчас вижу, вряд ли смотрели «Сталкер» на большом экране. Происходит по сути новое рождение истории кино, потому что в 70-е и 80-е нам мало что показывали. Потом это все перешло на видео. Так что сейчас это мы заново открываем историю кино, - рассказал Шепотинник. - А ведь Тарковский сразу вошел в ареопаг великих. Бергман сразу пригласил его в гости после просмотра «Андрея Рублева». Ларс Фон Триер по 10 раз пересматривал «Зеркало», чтобы понять, как этот фильм сделан, и говорил, что он повлиял на все его творчество. Даже само слово «сталкер» приобрело особое значение, у нас даже есть фестиваль с таким названием. Я между прочим недавно слушал Бьорк, и там в одной песне вдруг есть слова «угрюмый, тусклый огонь желания». Наверняка она посмотрела фильм «Сталкер», где в финале звучат эти вот строчки из Тютчева. В общем, влияние этого режиссера коллосально, и какое же счастье, что «Мосфильм» делает такую работу. И Канны, и Венеция с нетерпением ждут новых отреставрированных картин. Я видел эту копию – она выглядит потрясающе, как будто снята вчера. И я рад, что это один из двух важных фильмов, представляющих Россию в Венеции – там еще будет фильм Андрея Кончаловского «Рай», который тоже, я думаю, станет событием».
Богдасаров рассказал про технические особенности работы с пленкой. «Все картины, снятые 10-15 лет назад, уже нуждаются в реставрации. В процессе работы к пленке всегда прилипает пыль, всегда появляются следы и дефекты, - поделился он. - Сколько времени займет работа сказать сразу нельзя, тут все очень индивидуально, нет единого рецепта. Все начинается с поиска исходника и его анализа. Мы пытаемся сделать так, чтобы картина соответствовала задумке ее создателя, выглядела именно так, как он бы этого хотел. Дефектов может быть множество – и искривление продольное, и искривление поперечное, и смещение перфорации, и множество дефектов. Это сложный процесс с массой вовлеченных в него людей и сложной аппаратуры. Мы сканируем каждый кадр, каждый из которых может быть разным по цвету. Мы считали – в некоторых кадрах было по тысяче артефактов. Это все делается автоматически, но мы предпочитаем работать вручную, иначе можно удалить что-то важное, несущее смысл. Например, горящая звезда может быть похожа на точку, а провода – на царапину. Поэтому мы минимально доверяем автоматической чистке. Но до начала чистки еще нужно убрать нестабильность кадра, сделать цветокоррекцию — и только потом мы увидим все дефекты. Есть еще и звук, с которым дело обычно идет быстрее – мы переводим его в цифру и убираем все щелчки и шероховатости. Но в целом работа с картиной занимает от двух месяцев до более полугода, как было в случае с «Иваном Грозным» и «Александром Невским». Главное, что у нас работает коллектив, в котором каждый относится к своей работе с энтузиазмом и ответственностью».
На вопрос, не обвиняли ли «Мосфильм» в том, что после процесса восстановления в картине утрачивается что-то, что было в изначальном варианте, ответил Карен Шахназаров.
«Я могу сказать, что «Иван Грозный», на мой взгляд, сейчас выглядит лучше, чем он был, когда его снимал Сергей Михалыч. Он выглядит современно, а это важно. Молодой зритель смотрит уже чуть по-другому, - сказал Карен Георгиевич. - У нас был случай - покойный Вадим Иванович Юсов, когда мы сделали «Андрея Рублева», посмотрел и сказал, в особенности про финальную часть, где показываются фрески: «У вас получилось то изображение, о котором мы с Андреем мечтали, но не смогли сделать». Вообще движение с восстановлением картин стало довольно важным. Мы участвуем теперь каждый год с нашими фильмами на фестивале в Лионе. Некоторые фильмы заново выходят в прокат и обретают вторую жизнь, например, «Иван Грозный». В России, к сожалению, наши картины наименее востребованы, а вот за границей некоторые наши картины были куплены в прокат и публика, кстати, хорошо на них ходила».
Елена Романова добавила, что после возвращения фильма из Венеции планируется устроить несколько сеансов «Сталкера» на крыше «Гаража» и что сейчас идут переговоры по этому поводу с Центром документального кино.
В планах Кинонцерна «Мосфильм» восстановление «Войны и мира», «Освобождения» и «Иди и смотри». Недавно были сделаны «Асса», «Осенний марафон», «Дядя Ваня». Уже отреставрировано порядка 70 картин.
Показ отреставрированной версии картины состоится в секции «Венецианская классика» (Venezia Classici) 3 сентября в 16.30. Кроме «Сталкера», там будут показаны фильмы «Манхэттен» Вуди Аллена, «Семь самураев» Акиры Куросавы и «Очи черные» Никиты Михалкова, который представит Италия.
Кадры из фильма предоставлены Концерном «Мосфильм».
Материалы по теме
Открывается фестиваль доброго кино «Лучезарный ангел»
30 октября 2013 / Татьяна БаталоваС 1 по 8 ноября в Москве пройдет X Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», картины для которого отбирает духовный экспертный совет.
КомментироватьДэнни Бойл: «Юэн МакГрегор для меня – как кларнет для Моцарта»
09 февраля 2017 / Ольга БеликДэнни Бойл приехал в Москву, чтобы представить свой новый фильм «Т2: Трейнспоттинг». Режиссер рассказал о своем примирении с Юэном МакГрегором, Тарковском и Байкале.
Письмо редактора: нам 5 лет!
21 марта 2017 / Редакция THR RussiaВ апреле The Hollywood Reporter. Russian Edition празднует юбилей: ровно 5 лет назад вышел первый номер журнала. Главный редактор и редакционный директор Мария Лемешева рассказывает, как все начиналось и какие у THR планы.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: