Опять двадцать пять: В кино набирает силу мощный тренд — перевыпуски проверенных временем лент

Опять двадцать пять: В кино набирает силу мощный тренд — перевыпуски проверенных временем лент

Этот материал был опубликован в декабрьском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».Сама по себе практика повторных показов, конечно же, не нова. Другое дело, что в годы расцвета «домашнего видео» она надолго вышла из моды — тогда студии активно зарабатывали на торговле кассетами VHS, а затем дисками DVD. Теперь же, когда пираты и легальные онлайновые киноресурсы уверенно сводят продажи физических носителей к абсолютному минимуму, прокатчики решили возродить практику возвращения нетленных шедевров на большие экраны. И речь идет именно о широком прокате, поскольку специализированные кинотеатры повторного фильма и однозальники артхаусной направленности показывали классику во все времена. Следующий год станет невероятно урожайным на старые фильмы на большом экране: благодаря экспериментальному проекту «Проверено временем» компании «Каравелла DDC», зрители получат шанс пересмотреть, к примеру, «Ромео+Джульетту» База Лурмана с Леонардо ДиКаприо в главной роли, а Disney планирует в ближайшее время показать «Корпорацию монстров в 3D». Кроме того, в американский IMAX-прокат вернется конвертированный в 3D боевик Тони Скотта «Лучший стрелок» (известного у нас больше, как «Топ Ган»). Практика перевыпуска в массовый прокат классических картин начала активно возобновляться в последние годы ХХ века. В 1997 году перед премьерой нового эпизода «Звездных войн» на экраны США вышли все части оригинальной трилогии. Неожиданно для многих их возвращение ознаменовалось оглушительным успехом: «Новая надежда» заработала 138,3 млн долл, «Империя наносит ответный удар» — 67,6 млн долл, а «Возвращение Джедая» — 45,5 млн долл.

Запуск «Звездных войн» в 1977 году фактически спас компанию 20th Century Fox от банкротства.
Кстати, на студии Walt Disney, купившей недавно Lucasfilm со всеми ее «Звездными войнами», уже многие десятилетия практикуется хитрая прокатная схема, получившая название «Сокровищница Disney». Ее стратегия заключается в следующем: каждый мультфильм, получивший признание зрителей, на несколько лет убирается в «сокровищницу». Это означает, что до распространения видеомагнитофонов и DVD-плееров его переставали показывать в кинотеатрах и на телевидении, а с расцветом домашнего видео — прекращали выпускать на физических носителях. Через определенный промежуток времени мультфильм извлекался из «сокровищницы» и либо заново выходил в широкий прокат, либо перевыпускался для домашнего видеопросмотра. Такая практика приносила студии серьезные дополнительные денежные поступления и обеспечивала преемственность поколений: с лентами знакомились все новые маленькие зрители, для которых мультфильмы становились настоящими открытиями. К примеру, знаменитый «Бэмби», выходил в широкий кинотеатральный прокат семь раз, с каждым разом зарабатывая все больше (в 1942 году сборы составили всего 3 млн долл, а в 1988 году — 39 млн долл), история ушастого слоненка Дамбо за 30 лет перевыпускалась четыре раза, а «Золушка» в широком прокате побывала пять раз.
Сейчас Disney все чаще выпускает в повторный прокат как свои классические мультфильмы, так и работы принадлежащей ей студии Pixar, предварительно конвертируя привычное плоское изображение в 3D. И, надо сказать, затраты на придание объема старым добрым персонажам явно себя оправдывают: «Король Лев 3D» собрал в мировом прокате 176 млн долл, «В поисках Немо 3D» — 54,5 млн долл, а выходящий в российский прокат 6 декабря «Красавица и чудовище 3D» уже успел заработать по миру 60,6 млн долл. Не удивительно, что в следующем году нас ждут еще два «объемных ремейка» — «Корпорация монстров» и «Русалочка». Логика, в соответствии с которой Disney организовала свою «сокровищницу», на самом деле лежит в основе всего бизнеса по перевыпуску старых фильмов. Во-первых, для настоящей классики всегда появляется новая аудитория. Особенно отчетливо данный процесс можно было наблюдать в прошлом году, когда на экраны всего мира вышла конвертированная версия «Титаника» Джеймса Кэмерона. С момента премьеры фильма в 1997 году выросли зрители, которые либо были тогда слишком маленькими, либо просто не родились на свет. Ну а тех, кто однажды уже смотрел творение Кэмерона, должен был привлечь формат 3D. Результат — перевыпущенный «Титаник» собрал в мировом прокате феноменальные 344,3 млн долл.
Конечно же, на повторные релизы приходит посмотреть не только молодежь. По-настоящему удачные фильмы не имеют срока годности и даже без дополнительной приманки в виде третьего измерения способны пережить любое количество показов для самой широкой аудитории. Вспомните, сколько раз по российскому телевидению показывали «Пятый элемент» или «Такси» — причем всегда в прайм-тайм и всегда с весьма высокими рейтингами. Ну а уж если речь идет картинах с действительно культовым статусом, студии могут быть полностью уверенны, что непродолжительный, но широкий «перепоказ» пройдет «на ура». Первый фильм о знаменитом археологе-авантюристе Индиане Джонсе «Искатели потерянного ковчега» выходил в широкий прокат четыре раза. В первый релиз фильм собрал 212,2 млн долл, а затем студия Paramount дважды выпускала его в повторный прокат с совсем небольшим интервалом — в 1982 и 1983 годах (21,4 и 11,3 млн соответственно). В сентябре 2012 года «Искатели» появились на экранах еще раз — отреставрированную копию неделю показывали в американских кинотеатрах IMAX, где она собрала 3,1 млн долл. Другой фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин» в первый раз перевыпустили через три года после выхода на большие экраны (40 млн долл) и в третий — на двадцатилетие премьеры в 2002 году (35 млн долл). «Искатели потерянного ковчега» в первый раз шел в кинотеатрах в общей сложности почти полтора года. Сегодня же средняя продолжительность жизни фильма в широком прокате составляет от двух недель до двух месяцев максимум. Как результат — иногда в повторный прокат фильм может попасть прямо в год выпуска. Например, «Мстители» были перевыпущены спустя всего несколько месяцев после премьеры, а «Артист», пятикратный обладатель «Оскара», появился на американских экранах во второй раз спустя всего полгода. Причиной возникновения новой волны перевыпусков в XXI веке, вероятно, стал еще и чисто психологический фактор: в эпоху абсолютного господства в кинотеатрах «творческого вторсырья», то есть бесконечных ремейков, сиквелов и спин-оффов, возможность хотя бы ненадолго перенестись в ностальгически прекрасные времена расцвета Голливуда — предложение крайне заманчивое. В феврале 2012 года, руководствуясь примерно такими соображениями, продюсер «Древа жизни» Николас Гонда запустил новый онлайн/оффлайн киносервис под названием Tugg. Любой пользователь мог выбрать на сайте Tugg.com фильм, который ему хотелось бы увидеть, выбрать удобный ему кинотеатр и время сеанса и создать «событие». Если участие в просмотре подтверждало достаточное количество потенциальных зрителей (каждый кинотеатр определяет минимальное число необходимой аудитории индивидуально), то пользователь получал свой собственный сеанс — любимый фильм на большом экране. Любопытно, что в библиотеке Tugg представлены фильмы от «Броненосца Потемкина» или «Фанни и Александр» до «Крепкого орешка», «2012» или «Кода Да Винчи» — и любой из этих фильмов при удачном стечении обстоятельств возможно посмотреть на большом экране в компании друзей. Кроме того, для многих фильмов, которые сетевые кинотеатры не показывают в силу «артхаусности» или рейтинговых ограничений, Tugg является практически единственным каналом дистрибуции. Кстати, именно через этот ресурс до американских зрителей дошел откровенно хулиганский фильм «Железное небо». Помимо уже упомянутых проектов, в 2013 году в прокат заново выйдут «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга и, конечно, два оставшихся фильма второй трилогии «Звездных войн» — все в 3D. И можно не сомневаться, что когда в 2017 году новые хозяева знаменитой франшизы выпустят в прокат следующий фильм вселенной «Звездных войн», его премьере будет предшествовать очередной прокатный марафон из шести предыдущих частей. И сборы их наверняка будут исчисляться десятками, если не сотнями миллионов долларов.

Материалы по теме

  • Светлана Ходченкова сыграет в комедии «Любит — не любит»

    22 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссером ленты станет Клим Шипенко, дважды номинированный на главный приз «Кинотавра».

    Комментировать
  • Шайя ЛаБеф пройдет курс лечения от алкоголизма

    02 июля 2014 / Редакция THR Russia

    По словам его представителей, выходка актера, оскорблявшего посетителей клуба Studio 54, стала следствием его проблем со здоровьем.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Фокус» с Уиллом Смитом

    23 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    Модные клубы, забастовка, скачки, гонки «Формулы-1», важный Родриго Санторо и разгуливающая в бикини Марго Робби.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии