Опять двадцать пять: В кино набирает силу мощный тренд — перевыпуски проверенных временем лент

Опять двадцать пять: В кино набирает силу мощный тренд — перевыпуски проверенных временем лент

Этот материал был опубликован в декабрьском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».Сама по себе практика повторных показов, конечно же, не нова. Другое дело, что в годы расцвета «домашнего видео» она надолго вышла из моды — тогда студии активно зарабатывали на торговле кассетами VHS, а затем дисками DVD. Теперь же, когда пираты и легальные онлайновые киноресурсы уверенно сводят продажи физических носителей к абсолютному минимуму, прокатчики решили возродить практику возвращения нетленных шедевров на большие экраны. И речь идет именно о широком прокате, поскольку специализированные кинотеатры повторного фильма и однозальники артхаусной направленности показывали классику во все времена. Следующий год станет невероятно урожайным на старые фильмы на большом экране: благодаря экспериментальному проекту «Проверено временем» компании «Каравелла DDC», зрители получат шанс пересмотреть, к примеру, «Ромео+Джульетту» База Лурмана с Леонардо ДиКаприо в главной роли, а Disney планирует в ближайшее время показать «Корпорацию монстров в 3D». Кроме того, в американский IMAX-прокат вернется конвертированный в 3D боевик Тони Скотта «Лучший стрелок» (известного у нас больше, как «Топ Ган»). Практика перевыпуска в массовый прокат классических картин начала активно возобновляться в последние годы ХХ века. В 1997 году перед премьерой нового эпизода «Звездных войн» на экраны США вышли все части оригинальной трилогии. Неожиданно для многих их возвращение ознаменовалось оглушительным успехом: «Новая надежда» заработала 138,3 млн долл, «Империя наносит ответный удар» — 67,6 млн долл, а «Возвращение Джедая» — 45,5 млн долл.

Кстати, на студии Walt Disney, купившей недавно Lucasfilm со всеми ее «Звездными войнами», уже многие десятилетия практикуется хитрая прокатная схема, получившая название «Сокровищница Disney». Ее стратегия заключается в следующем: каждый мультфильм, получивший признание зрителей, на несколько лет убирается в «сокровищницу». Это означает, что до распространения видеомагнитофонов и DVD-плееров его переставали показывать в кинотеатрах и на телевидении, а с расцветом домашнего видео — прекращали выпускать на физических носителях. Через определенный промежуток времени мультфильм извлекался из «сокровищницы» и либо заново выходил в широкий прокат, либо перевыпускался для домашнего видеопросмотра. Такая практика приносила студии серьезные дополнительные денежные поступления и обеспечивала преемственность поколений: с лентами знакомились все новые маленькие зрители, для которых мультфильмы становились настоящими открытиями. К примеру, знаменитый «Бэмби», выходил в широкий кинотеатральный прокат семь раз, с каждым разом зарабатывая все больше (в 1942 году сборы составили всего 3 млн долл, а в 1988 году — 39 млн долл), история ушастого слоненка Дамбо за 30 лет перевыпускалась четыре раза, а «Золушка» в широком прокате побывала пять раз.
Сейчас Disney все чаще выпускает в повторный прокат как свои классические мультфильмы, так и работы принадлежащей ей студии Pixar, предварительно конвертируя привычное плоское изображение в 3D. И, надо сказать, затраты на придание объема старым добрым персонажам явно себя оправдывают: «Король Лев 3D» собрал в мировом прокате 176 млн долл, «В поисках Немо 3D» — 54,5 млн долл, а выходящий в российский прокат 6 декабря «Красавица и чудовище 3D» уже успел заработать по миру 60,6 млн долл. Не удивительно, что в следующем году нас ждут еще два «объемных ремейка» — «Корпорация монстров» и «Русалочка». Логика, в соответствии с которой Disney организовала свою «сокровищницу», на самом деле лежит в основе всего бизнеса по перевыпуску старых фильмов. Во-первых, для настоящей классики всегда появляется новая аудитория. Особенно отчетливо данный процесс можно было наблюдать в прошлом году, когда на экраны всего мира вышла конвертированная версия «Титаника» Джеймса Кэмерона. С момента премьеры фильма в 1997 году выросли зрители, которые либо были тогда слишком маленькими, либо просто не родились на свет. Ну а тех, кто однажды уже смотрел творение Кэмерона, должен был привлечь формат 3D. Результат — перевыпущенный «Титаник» собрал в мировом прокате феноменальные 344,3 млн долл.
Конечно же, на повторные релизы приходит посмотреть не только молодежь. По-настоящему удачные фильмы не имеют срока годности и даже без дополнительной приманки в виде третьего измерения способны пережить любое количество показов для самой широкой аудитории. Вспомните, сколько раз по российскому телевидению показывали «Пятый элемент» или «Такси» — причем всегда в прайм-тайм и всегда с весьма высокими рейтингами. Ну а уж если речь идет картинах с действительно культовым статусом, студии могут быть полностью уверенны, что непродолжительный, но широкий «перепоказ» пройдет «на ура». Первый фильм о знаменитом археологе-авантюристе Индиане Джонсе «Искатели потерянного ковчега» выходил в широкий прокат четыре раза. В первый релиз фильм собрал 212,2 млн долл, а затем студия Paramount дважды выпускала его в повторный прокат с совсем небольшим интервалом — в 1982 и 1983 годах (21,4 и 11,3 млн соответственно). В сентябре 2012 года «Искатели» появились на экранах еще раз — отреставрированную копию неделю показывали в американских кинотеатрах IMAX, где она собрала 3,1 млн долл. Другой фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин» в первый раз перевыпустили через три года после выхода на большие экраны (40 млн долл) и в третий — на двадцатилетие премьеры в 2002 году (35 млн долл). «Искатели потерянного ковчега» в первый раз шел в кинотеатрах в общей сложности почти полтора года. Сегодня же средняя продолжительность жизни фильма в широком прокате составляет от двух недель до двух месяцев максимум. Как результат — иногда в повторный прокат фильм может попасть прямо в год выпуска. Например, «Мстители» были перевыпущены спустя всего несколько месяцев после премьеры, а «Артист», пятикратный обладатель «Оскара», появился на американских экранах во второй раз спустя всего полгода. Причиной возникновения новой волны перевыпусков в XXI веке, вероятно, стал еще и чисто психологический фактор: в эпоху абсолютного господства в кинотеатрах «творческого вторсырья», то есть бесконечных ремейков, сиквелов и спин-оффов, возможность хотя бы ненадолго перенестись в ностальгически прекрасные времена расцвета Голливуда — предложение крайне заманчивое. В феврале 2012 года, руководствуясь примерно такими соображениями, продюсер «Древа жизни» Николас Гонда запустил новый онлайн/оффлайн киносервис под названием Tugg. Любой пользователь мог выбрать на сайте Tugg.com фильм, который ему хотелось бы увидеть, выбрать удобный ему кинотеатр и время сеанса и создать «событие». Если участие в просмотре подтверждало достаточное количество потенциальных зрителей (каждый кинотеатр определяет минимальное число необходимой аудитории индивидуально), то пользователь получал свой собственный сеанс — любимый фильм на большом экране. Любопытно, что в библиотеке Tugg представлены фильмы от «Броненосца Потемкина» или «Фанни и Александр» до «Крепкого орешка», «2012» или «Кода Да Винчи» — и любой из этих фильмов при удачном стечении обстоятельств возможно посмотреть на большом экране в компании друзей. Кроме того, для многих фильмов, которые сетевые кинотеатры не показывают в силу «артхаусности» или рейтинговых ограничений, Tugg является практически единственным каналом дистрибуции. Кстати, именно через этот ресурс до американских зрителей дошел откровенно хулиганский фильм «Железное небо». Помимо уже упомянутых проектов, в 2013 году в прокат заново выйдут «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга и, конечно, два оставшихся фильма второй трилогии «Звездных войн» — все в 3D. И можно не сомневаться, что когда в 2017 году новые хозяева знаменитой франшизы выпустят в прокат следующий фильм вселенной «Звездных войн», его премьере будет предшествовать очередной прокатный марафон из шести предыдущих частей. И сборы их наверняка будут исчисляться десятками, если не сотнями миллионов долларов.

Материалы по теме

  • Soundgarden записали песню для «Мстителей» (АУДИО)

    17 апреля 2012 / Илья Кувшинов

    Live to Rise, первая композиция группы за последние 15 лет, со вчерашнего дня стала доступна для бесплатного скачивания в iTunes.

    Комментировать
  • Сандра Буллок и Мелисса МакКарти стали напарницами в трейлере «Допроса с пристрастием»

    16 ноября 2012 / Денис Данилов

    Полицейская комедия от режиссера «Девичника в Вегасе» выйдет в прокат 11 апреля 2013 года.

    Комментировать
  • Стали известны лауреаты награды People's Choice

    09 января 2014 / Редакция THR Russia

    «Народную премию» получили зрительские любимцы: Роберт Дауни, Сандра Буллок, Леонардо ДиКаприо, Джонни Депп, Адам Сэндлер – все ушли с призами, а кое-кто даже с целой охапкой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus